Беларусь на этой неделе впервые начала получать нефть по трубопроводу из Украины. Белорусская сторона рассчитывает, что новый маршрут доставки углеводородного сырья позволит снизить транспортные издержки. Между тем, новая схема поставок нефти в Беларусь уже вызвала беспокойство в Центральной Европе, в частности, у Чехии.
В Москве обеспокоены действиями Минска
Официальный Минск исходит из того, что доставка нефти по нефтепроводу стоит дешевле, чем ее транспортировка по железной дороге. Это обстоятельство побудило белорусскую сторону начать поставки углеводородного сырья по трубопроводу.
Технологически схема выглядит следующим образом: нефть по трубопроводу перенаправляется из Одессы в Броды, а оттуда — по ветке «Дружбы», которая работает в реверсном режиме, — на Мозырский нефтеперерабатывающий завод.
Все бы хорошо, но российская «Транснефть», которая поставляет нефть в Европу, выразила обеспокоенность в связи с белорусской схемой доставки углеводородного сырья.
Дело в том, что после начала прокачки нефти из Украины на Мозырский НПЗ оказалась загруженной одна из двух веток южной части «Дружбы», по которой «Транснефть» ранее поставляла углеводородное сырье в страны Центральной Европы.
«Транснефть» предупредила европейских потребителей (Чехию, Словакию и Венгрию), что технических возможностей увеличить объем прокачки нет. Соответственно, если европейским потребителям потребуется больше нефти, то возможностей удовлетворить этот запрос у «Транснефти» не будет.
Чехия решила подстраховаться
Источник в нефтяных кругах России сообщил БелаПАН, что первой на заявление «Транснефти» отреагировала Чехия, которая решила подстраховаться и на всякий случай подписала контракт о поставках нефти по Трансальпийскому нефтепроводу.
«Чехия решила зарезервировать поставки нефти по трансальпийскому нефтепроводу на тот случай, если понадобится прокачать больше нефти, а возможности такой не будет», — сообщил источник.
При этом он отметил, что качать нефть по Трансальпийскому нефтепроводу Чехии не очень выгодно.
«Прокачка нефти по Трансальпийскому нефтепроводу стоит дороже, чем по «Дружбе». Чехии намного выгоднее получать нефть по «Дружбе». Но в данном случае никто не знает, сколько дней в месяц труба будет занята под белорусские поставки нефти на Мозырь. Поэтому Чехия страхуется и резервирует поставки углеводородного сырья через альтернативный маршрут», — пояснил источник БелаПАН.
Своп с друзьями
24 ноября завершилась первая прокачка нефти из Украины в Беларусь. По состоянию на утро 24 ноября вся нефть находилась на Мозырьском НПЗ. Официальный Минск планирует использовать новый маршрут доставки углеводородного сырья в страну на постоянной основе.
Первая партия нефти, которая была доставлена в Беларусь из Украины, — российская. Профильные эксперты говорят, что эту нефть Беларусь могла спокойно купить у России напрямую (по идущему из России нефтепроводу «Дружба»). Однако официальный Минск предпочел получить ее через Украину, желая, видимо, тем самым проверить надежность нового маршрута доставки углеводородного сырья (нефтепровода Одесса-Броды).
В будущем официальный Минск планирует получать по этому маршруту нефть в рамках своповских контрактов с Венесуэлой. Речь идет о замещении венесуэльской нефти на азербайджанскую. Именно азербайджанская нефть, согласно планам белорусских властей, должна потечь по нефтепроводу Одесса-Броды уже в 2011 году.
Возможность реализации этого проекта обсуждал на прошлой неделе Александр Лукашенко во время встречи с президентом Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнагом Абдуллаевым. «Речь идет о прокачке вашей нефти на наши заводы по нефтепроводу Одесса-Броды с выходом на «Дружбу», — сказал тогда Лукашенко.
Белорусский президент отметил, что даже если не удастся договориться с Азербайджаном, Беларусь все равно будет закупать нефть «в бассейнах Средиземного, Черного морей». При этом Лукашенко добавил, что Беларуси очень бы хотелось договориться с Азербайджаном («своими друзьями») об условиях поставок углеводородного сырья.
Поставки азербайджанской нефти могут быть организованы по одному из нефтепроводов, которые имеют выходы к Черному морю. Там нефть может сливаться в танкеры и затем доставляться до порта «Южный» (Украина), откуда транспортироваться в Беларусь (по нефтепроводу Одесса-Броды с последующим выходом на «Дружбу»).
Такая доставка нефти, по расчетам экспертов, может быть значительно дешевле для Беларуси, нежели поставка в страну трубопроводным путем венесуэльской нефти. Экономия, как считают специалисты, в данном случае может быть достигнута за счет более короткого морского отрезка перевалки углеводородного сырья.
Правда, чтобы такая схема на постоянной основе работала, нужно как-то успокоить россиян, которые из-за поставки нефти в Беларусь из Украины сейчас испытывают дефицит мощностей.