Решение государства увеличить в три раза размер акциза на искусственные слабоалкогольного напитки серьезно изменит с нового года ситуацию на алкогольном рынке страны. Следствие номер один – с полок в магазинах исчезнут джин-тоники и многие другие популярные молодежные напитки. Следствие номер два – между производителями начнется передел рынка.
Алкогольный рынок получит натуральный градус
Государство в этом году озаботилось здоровьем нации и приняло решение запретить производство искусственных слабоалкогольных напитков. К числу таковых были отнесены напитки, получаемые в результате смешивания спирта и ароматизаторов.
Власти такие напитки называли не иначе как «гадостью». С 1 января 2011 года акциз на эти напитки увеличивается в три раза, что делает их производство экономически нецелесообразным. Решение государства в этом направлении можно понять. Непонятно только, почему к числу «запрещенных» напитков не были отнесены плодово-ягодные «чернила», которые угрожают здоровью нации не меньше.
Повышение акциза в три раза заставило производителей слабоалкогольной продукции быстро пересматривать свой продуктовый портфель. С января компания «Лидское пиво», один из крупнейших производителей слабоалкогольной продукции, снимает с производства все искусственные слабоалкогольные напитки.
Вместо них компания поставит на полки магазинов сидр, алкогольная составляющая в котором появляется натуральным путем — в результате брожения яблочного сока.
Рост продаж за счет конкурента
Сидр в Беларуси пользовался спросом в советские времена, но потом исчез. До мая 2009 года его производством на белорусском рынке никто не занимался. Импортеры сюда его тоже не возили.
Первым производителем, который решил взяться в суверенной Беларуси за производство сидра, оказался «Минский завод виноградных вин». Первая партия сидра была изготовлена в мае 2009 года. В сентябре 2009-го за производство сидра взялась вторая компания — «Первая дистилярня». И вот в конце ноября этого года на белорусском рынке сидра появился третий игрок — «Лидское пиво».
До последнего времени потребление сидра в стране оставалось небольшим. Однако эксперты рынка ожидают, что за счет прихода крупного игрока из Лиды, а также благодаря фактическому запрету производства искусственных слабоалкогольных напитков в январе 2011 года рынок сидра существенно вырастет.
«Рынок сидра очень перспективный и приход «Лидского пива» ускорит его развитие», — говорит независимый эксперт алкогольного рынка, пожелавший остаться неназванным. По мнению эксперта, маркетинговые акции «Лидского пива» будут стимулировать развитие рынка сидра в стране.
Лидское предприятие, к слову сказать, уже вложилось в один из самых дорогих каналов маркетинговой коммуникации с потребителем – телерекламу. «Телик» всегда оказывал существенное влияние на потребительские предпочтения и способствовал росту продаж.
Начальник отдела маркетинга «Лидского пива» Татьяна Бабурчик, отвечая на вопрос Naviny.by, сообщила, что компания будет делать все возможное для развития в стране рынка сидра.
«Мы будем использовать все возможные контакты маркетинговой коммуникации, которые позволят нам установить контакт с потребителем», — подчеркнула Татьяна Бабурчик.
Стоит отметить, что конкуренты «Лидского пива» такому развитию событий в некотором смысле могут быть рады. Пока рынок был маленьким – объем потребления сидра был невелик. Лидский производитель собирается направить существенный бюджет на развитие рынка. А значит, объем потребления сидра в стране должен вырасти, чем наверняка постараются воспользоваться и конкуренты «Лидского пива».
Сидр вместо пива
В 2011 году на белорусском рынке должно появиться столько сидра, сколько суверенная Беларусь еще не знала. «Лидское пиво» собирается произвести 600 тыс. дал яблочного слабоалкогольного напитка. Эта цифра в несколько раз превышает нынешние объемы потребления сидра на внутреннем рынке (в годовом исчислении).
При этом гендиректор «Лидского пива» Аудрюс Микшис говорит, что если спрос будет, компания допускает возможность перевода «пивных» мощностей на производство яблочного слабоалкогольного напитка.
«Мы можем менять фокус нашего внимания в зависимости от ситуации на рынке. Нужно будет произвести больше сидра – сделаем больше», — отмечает господин Микшис.
Приход лидского производителя может в корне поменять расклад на рынке сидра. До последнего времени основным производителем этого напитка выступал в стране «Минский завод виноградных вин». Доля «Первой дистилярной» на рынке сидра, по экспертным оценкам, была небольшой (меньше 10%).
В случае, если игроки рынка сохранят нынешние объемы производства сидра либо незначительно их увеличат, доля «Лидского пива» в 2011 году составит (с учетом производства 600 тыс. дал) не менее 70%. «Мы планируем быть лидерами на рынке», — говорит Татьяна Бабурчик.
Но быть лидером всегда достаточно сложно. Компании, создавшие успешный бизнес, всегда являются мишенью для конкурентов.