Наводнение в Венесуэле белорусские власти восприняли так, будто стихия случилась внутри страны. По случаю событий в латиноамериканской стране на внеочередное заседание в Минске собирался президиум Совмина, в срочном порядке были приняты решения по оказанию масштабной помощи латиноамериканской стране. Почему в Минске венесуэльскую стихию восприняли так близко к сердцу?
Лет 5 назад, случись в Венесуэле наводнение, «шухера» по этому поводу в Минске никто бы не устраивал. Тогда серьезных отношений на государственном уровне между Минском и Каракасом не было. Ни политических, ни экономических. Между субъектами хозяйствования зачастую складывается выше товарооборот, чем тот, который был между Беларусью и Венесуэлой пять лет назад.
Ситуация коренным образом поменялась летом 2006 года, когда в Минск впервые прилетал венесуэльский лидер Уго Чавес. Официальный Минск в тот момент почувствовал, что нашел выгодного для себя в экономическом смысле партнера. В свою очередь, президент Венесуэлы, который ранее пролетал Беларусь транзитом, увидел в лице выгодного политического союзника.
Начиная с 2006-го, Уго Чавес посещал Беларусь ежегодно. Лукашенко от друга Уго старается не отставать и посещает Венесуэлу с ответным визитом. Дружить с Каракасом у Минска есть большой резон – Венесуэла помогала Беларуси всегда, когда в помощи белорусским властям отказывал самый давний союзник – Россия.
Счастье в другой части планеты
Александр Лукашенко год назад открытым текстом сказал, что Венесуэла в жизни Беларуси появилась из-за сложных отношений с Россией. По словам президента, «в силу газовых, нефтяных столкновений» стране пришлось «искать счастья в других частях планеты» — Иране, Венесуэле.
Венесуэла, в отличие от России, действительно смогла дать Минску то, в чем отказывала Москва, а именно – доступ к нефтяным месторождениям.
Беларусь еще на переговорах с российским руководством в 2000 году поднимала вопрос о доступе белорусских компаний к добыче нефти на территории России. Однако, как признался потом Лукашенко, положительного ответа со стороны российского руководства так и не последовало.
Венесуэла же пустила Беларусь к своим нефтяным месторождениям в декабре 2007 года. Тогда на территории Венесуэлы начала свою деятельность белорусско-венесуэльское совместное предприятие по добыче углеводородного сырья.
Изначально Беларусь имела доступ к двум месторождениям на территории Венесуэлы. В 2009 году в распоряжение совместного предприятия были переданы еще три нефтяных месторождения. А в 2010 году в состав активов совместного предприятия по добыче нефти были включены шесть газовых месторождений.
Щедрый кредитор
В конце 2008 году был очередной эпизод, когда из-за нерешенных вопросов с Москвой Минску пришлось обращаться за помощью к Каракасу. История была связана с выделением кредитных ресурсов, которые белорусские власти запросили, желая создать «подушку безопасности» на фоне кризисных тенденций в мировой экономике.
Россия помочь Беларуси согласилась, но обставила выделение кредитных ресурсов встречными условиями. Белорусским же властям деньги нужны были срочно.
Поэтому в декабре 2008-го, не дожидаясь кредитного транша со стороны России, Беларусь привлекла венесуэльский кредит на 500 млн. долларов сроком на 7 лет. Сегодня Венесуэла благодаря выделенному два года назад займу входит в число крупнейших кредиторов Беларуси.
Время возвращать «долги»
В 2010 году Беларуси пришлось вновь обратиться за помощью к Венесуэле. После того как Россия увеличила цену углеводородного сырья для Беларуси Александр Лукашенко был вынужден весной этого лететь к Уго Чавесу и просить последнего помочь нефтью.
Уго в помощи «большому другу» из Беларуси отказывать не стал и выписал нашей стране 4 млн. тонн нефти на 2010 год, а в октябре – еще 30 млн. тонн на 2011-2013 годы.
Александр Лукашенко после всего случившегося подчеркивал, что находится в большом долгу перед Венесуэлой. «Я тебе клянусь, что мы для Венесуэлы сделаем столько, что ты никогда не пожалеешь, что с нами связался», — заявил Лукашенко, обращаясь в октябре этого года к венесуэльскому лидеру.
Не прошло и двух месяцев, как «большой друг» Венесуэлы смог доказать Каракасу свою полезность.
В конце ноября — начале декабря на Венесуэлу обрушились проливные дожди, которые привели к наводнениям и сходу селевых потоков. Лукашенко заверил на этой неделе Чавеса, что Беларусь поможет Венесуэле справиться со стихией. После телефонного разговора с Уго Чавесом Александр Лукашенко распорядился провести специальное заседание президиума Совмина и оказать Венесуэле всю необходимую помощь.
По итогам заседания президиума Совмина, которое проходило 9 декабря, было принято решение масштабную помощь Венесуэле. На первом этапе латиноамериканская страна получит из Беларуси гуманитарный груз. Самолет с грузом отправится в пострадавшие от наводнения районы уже в ближайшее воскресенье. На втором этапе Венесуэла получит дорожную технику, которая поможет расчищать образовавшиеся завалы.
В операцию по оказанию помощи Венесуэле будут вовлечены ключевые органы госуправления — МИД, Минфин, Минпром, МЧС, Минтранс, Минстройархитектуры, а также Белнефтехим. В общем, государство направило все силы, чтобы помочь латиноамериканской стране справиться со стихией. Чавес, по идее, должен почувствовать, что с Беларусью он связался не зря.