Система управления охраной труда
13.12.2010
—
Новости Экономики
|
![]() Что же такое система управления охраной труда? Установлена ли законодательством Республики Беларусь обязанность по ее созданию? Какая ответственность предусмотрена законодательством Республики Беларусь за отсутствие на предприятии системы управления охраной труда? О системе управления охраной труда, как об инструменте повышения качества и конкурентоспособности продукции и работ, в Республике Беларусь говорят давно. Вместе с тем задача по ее созданию и внедрению на предприятиях в государственном масштабе впервые была поставлена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2005 г. №905, которым утверждалась Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2006-2010 гг. Системы управления охраной труда на предприятиях должны были обеспечивать выявление производственных опасностей, оценку уровней риска травмирования и гибели работников, разработку и реализацию профилактических мер. 24.06.2005 г. постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь №28 были утверждены и введены в действие с 01.11.2005 г. следующие стандарты: СТБ 18001-2005 «Системы управления охраной труда. Общие требования» и СТБ 18002-2005 «Системы управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001-2005». 23.06.2008 г. был принят закон Республики Беларусь «Об охране труда», где в статье 13 закреплена обязанность работодателя обеспечить идентификацию опасностей, оценить профессиональные риски, подготовить и реализовать мероприятия по снижению рисков с проведением анализа их эффективности – другими словами, создать и внедрить на своем предприятии систему управления охраной труда. 24.04.2009 г. постановлением Госстандарта Республики Беларусь №19 был утвержден новый государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (далее – СТБ 18001-2009), который заменил ранее действующие стандарты СТБ 18001-2005 и СТБ 18002-2005. СТБ 18001-2009 был введен в действие с 1 октября 2009 г. 29.06.2010 г. Совет Министров Республики Беларусь постановлением №982 утвердил новую Республиканскую целевую программу по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 гг. В качестве основной задачи данной программы установлено внедрение систем управления охраной труда, обеспечивающих оценку уровней профессиональных рисков работников, разработку и реализацию мероприятий, направленных на их минимизацию. Так что же такое система управления охраной труда? Согласно СТБ 18001-2009 под системой управления охраной труда (далее – СУОТ) понимается часть системы управления организации, предназначенная для реализации политики в области охраны труда организации, а также управления рисками. СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в области охраны труда. Иными словами, СУОТ – это регламентированная законодательством совокупность организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и социально-экономических мероприятий, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда, включающих в себя выявление производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению, а также осуществление постоянного мониторинга и измерение результативности в области охраны труда. Разработанная и внедренная на предприятии СУОТ позволяет выявлять производственные опасности, давать оценку рискам гибели и травмирования работников, а также разрабатывать и реализовывать эффективные меры по их снижению. Создание и внедрение СУОТ на предприятии проходит ряд стадий.
![]() В соответствии с СТБ 18001-2009 в рамках создания СУОТ на предприятии должны быть разработаны и документально оформлены следующие процедуры: – идентификация, получение информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечение доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда; – идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками; – установление целей и программ(ы) достижения целей в области охраны труда; – определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда; – обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда; – управление всеми видами документов и данными по охране труда; – идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий; – осуществление мониторинга и оценка результативности в области охраны труда; – оценка соответствия законодательным и другим требованиям, взятым на себя предприятием в области охраны труда; – расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия; – управление записями; – проведение внутренних аудитов СУОТ; – проведение анализа со стороны руководства. Для предприятия, и особенно для его руководителей, важно знать, как должна «выглядеть» разработанная и внедренная СУОТ, чтобы соблюсти требования законодательства Республики Беларусь. В результате разработки СУОТ предприятие получает условно назовем «документальную» СУОТ, которая состоит из: – Руководства по СУОТ – это своеобразный путеводитель по СУОТ, в котором описываются кратко ключевые элементы СУОТ и взаимодействие между различными частями данной системы; – процедур СУОТ (процедура – это способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов предприятия, методических инструкций, положений, порядков, указаний и т.д.); – рабочих инструкций – предназначены для работников, выполняющих конкретные задачи по охране труда; включают в себя: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т.д.; – записей – документы, содержащие сведения о достигнутых результатах или свидетельства осуществления определенной деятельности; включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы, протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные отчеты и т.д. Внедрение СУОТ на предприятии осуществляется путем ознакомления руководителей и работников предприятия со всеми разработанными процедурами, инструкциями, иной документацией по охране труда; выполнения руководителями и работниками предприятия своих обязанностей в области охраны труда; реализации соответствующих мероприятий в рамках охраны труда. О создании и внедрении на предприятии СУОТ желательно уведомить местный исполнительный комитет. На практике такое уведомление осуществляется путем предоставления в исполком (включая направление по факсу) приказа о внедрении на предприятии СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001. Получив такой приказ, исполком вносит данное предприятие в базу организаций, разработавших и внедривших СУОТ. В заключение необходимо обратить внимание субъектов хозяйствования, что за нарушение требований по охране труда законодательством Республики Беларусь предусмотрена административная и уголовная ответственность. Так, статьей 9.17 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на нанимателей (юридических лиц) до 400 базовых величин, на уполномоченных должностных лиц нанимателя и индивидуальных предпринимателей – до 50 базовых величин. Статьей 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена ответственность за нарушение правил охраны труда вплоть до лишения свободы сроком до семи лет. Лилия ЛИСИЦА Юридическое бюро Лисицы Лилии/ООО «Правовой стандарт» Лилия ЛИСИЦА Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Субъекты хозяйствования Республики Беларусь, вероятно, обратили внимание на то, что в течение последнего года исполнительные комитеты начали более...
|
|