Важным шагом в дальнейшей либерализации отечественной экономики стало подписание 31 декабря 2010 года Президентом Александром Лукашенко Директивы № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
За последние годы в стране значительно усовершенствованы правила ведения бизнеса. Стал теплее деловой климат. Выросла инвестиционная привлекательность государства. Однако для обеспечения более динамичного развития экономики Беларуси требуется значительное повышение роли и вклада в нее предпринимательства. Для этого государство намерено создать максимально благоприятные условия роста частной инициативы. Главный принцип в этой сфере: конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо, говорится в Директиве.
Что же в первую очередь необходимо для роста либерализации экономики, повышения ее конкурентоспособности, создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития страны? Документ называет ряд направлений по стимулированию деловой активности.
1.
Обеспечение развития добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности, независимо от формы собственности. На это должен быть направлен более смелый переход к рыночным механизмам ценообразования. Госрегулирование цен государство намерено сохранить только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары.
2.
Принятие мер по защите и развитию частной собственности. Для чего, в частности, планируется исключить принятие законодательных актов, предусматривающих конфискацию имущества при совершении административных правонарушений, если эти правонарушения не связаны с незаконным оборотом такого имущества. Планируется запрещение конфискации имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями, а также гарантии необратимости приватизации госимущества. Будет обеспечено упрощение порядка предоставления земельных участков субъектам предпринимательской деятельности, а также возможность отчуждения инвесторам за одну базовую величину не используемых более 2 лет объектов госсобственности и т.д.
3.
Ликвидация излишних административных барьеров между госорганами, юрлицами, гражданами. Для этого чиновникам придется поработать над дальнейшим сокращением административных процедур для субъектов предпринимательской деятельности, в том числе посредством расширения работы принципа «одно окно».
4.
Завершение гармонизации налоговой системы Беларуси с действующими в европейских странах. Налоговому законодательству будет придан характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу. Предусмотрено снижение налоговой нагрузки, введение в налоговой системе механизмов, позволяющих плательщикам, получившим убытки, минимизировать их за счет будущей прибыли.
5.
Контрольная деятельность должна носить предупредительный характер. С использованием преимущественно профилактических мер по предотвращению правонарушений в предпринимательской деятельности. Директива требует обеспечения защиты права руководителей субъектов предпринимательской деятельности на деловой риск.
Плановые проверки добросовестных субъектов предпринимательства будут проводиться не чаще одного раза в пять лет. Документ требует пересмотра системы административной и уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности. Будут снижены минимальный и максимальный размеры штрафов за административные правонарушения.
6.
Совершенствование инфраструктуры и системы финансирования малого предпринимательства, особенно на этапах начала и становления собственного дела. Декрет требует создания экономических стимулов к участию в развитии бизнес-среды субъектов предпринимательской деятельности частной формы собственности, общественных объединений, в том числе предпринимательских союзов (ассоциаций).
7.
Исключение излишнего регулирования рынка труда. В связи с этим планируется расширение права нанимателей устанавливать гибкие условия оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого и финансовые возможности предприятий. Документ предусматривает придание рекомендательного характера применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
8.
Формирование правовой базы, стимулирующей развитие в стране механизмов государственно-частного партнерства.
9.
Обеспечение стабильности законодательства. Кроме того, документ предусматривает повышение качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. В случае нечеткости предписаний актов законодательства, решения должны приниматься в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан. Предлагается ввести в практику обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности.
Компетентно
Предпринимателю — имидж надежного партнера
Директива №4 поможет изменить отношение общества к предпринимательству, сформировать образ бизнесмена как надежного партнера. Такое мнение высказал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике Александр Антоненко. Депутат убежден, что Директива №4 будет способствовать созданию условий для развития добросовестной конкуренции в стране.
Одним из частых нареканий предпринимателей является чрезмерная жесткость наказаний за незначительные нарушения, например, неправильное оформление накладных. Александр Антоненко полагает, что с принятием Директивы №4 многие подобные вопросы будут разрешены.
Директива №4 не содержит статей прямого действия, это программный документ, который будет наполнен конкретными мероприятиями. «Депутатский корпус принимает активное участие в обсуждении и принятии мер, направленных на либерализацию экономики, в том числе деятельности предпринимателей», — подчеркнул парламентарий. Документ стал важным шагом государства на пути развития деловой инициативы, резюмировал глава парламентской комиссии.
От аренды — к приобретению в собственность
Документ предусматривает постепенный уход от арендных отношений в предпринимательстве. Об этом, комментируя документ, заявил журналистам заместитель министра экономики Андрей Тур. «Арендные отношения в ближайшее время с точки зрения института аренды, как это предусмотрено в Директиве, будут постепенно уходить», — отметил Андрей Тур. Как таковой институт аренды будет уместен на рынке жилья, в том числе вторичного. А там, где речь идет о производстве продукции, товаров, работ и услуг, где создаются дополнительные блага, там предпринимателям целесообразно уходить от аренды, им лучше иметь такие площади в собственности.
В целом документ направлен на развитие всех форм собственности. «Это необходимое условие для формирования в стране среднего класса, эффективного собственника на всех уровнях».
Директива №4 указывает на недопущение административных барьеров на местном уровне. В документе есть указание исполнительной и распорядительной власти на местах, чтобы административные барьеры были ликвидированы по максимуму. Не допускается установление в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей административных процедур, не предусмотренных в законах, международных договорах, решениях Президента, правительства.
«То есть любая административная процедура может быть введена только постановлением правительства. Это нижайший уровень, на котором может быть принята такая процедура. Ни один орган власти, в первую очередь на местах, не имеет права вводить какие-то дополнительные административные барьеры».
С малого — в средний, со среднего — в крупный
Председатель Минского союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин считает, что документ дает новый импульс для развития предпринимательской инициативы. Директива вобрала в себя целый ряд предложений, которые сформулировали сами предприниматели.
Деловые союзы намерены вносить свои предложения по практической реализации Директивы. «У нас в портфеле Республиканской конфедерации предпринимательства есть десятки, даже сотни предложений. Мы должны предложить конкретные механизмы реализации задуманного. Все это позволит серьезно изменить, произвести корректировку белорусского законодательства, принять целый ряд поправок в законы, указы, постановления правительства, министерств и ведомств», — заявил председатель бизнес-союза.
«Нам очень важно, чтобы к этому подключилось как можно больше предпринимателей», — отметил Владимир Карягин. Нужны не только конкретные предложения, но и экономические обоснования, расчеты, аргументы, факты, поскольку каждая строчка Директивы требует выработки целого перечня конкретных действий правительства, сказал руководитель союза.
Он особо подчеркнул важность того, что в Директиве внимание уделяется не только начинающим предпринимателям, но и тем, которые создали бизнес и хотят развиваться дальше. Учитывая то, что через пять лет более 50% ВВП должен давать частный сектор, здесь как раз требуются условия для развития бизнеса, чтобы он продвигался из малого в категорию среднего, а потом и крупного, производя новые товары инновационного характера, осваивая новые производства и технологии. Предпринимательство должно сконцентрироваться на выпуске товаров с высокой добавленной стоимостью, быть конкурентоспособным на мировом рынке.
Как раз с 1 января 2011 года в Беларуси вступил в силу закон о поддержке малого и среднего предпринимательства, где также на новом законодательном уровне подчеркивается роль объединений предпринимателей. Повышается роль бизнес-союзов, ассоциаций и инфраструктуры поддержки предпринимательства. Они так же, как и центры поддержки предпринимательства, теперь без лицензии могут организовать обучение предпринимателей с выдачей собственного сертификата. Во многих странах мира такие сертификаты ассоциаций ценятся очень высоко, потому что квалификацию дает именно деловое сообщество.