В Беларуси отменено государственное регулирование цен. Соответствующий указ президента вступил в силу 1 марта. Под контролем остается лишь ряд цен и тарифов на социально значимые товары и услуги. По мнению независимых экспертов, на такой шаг правительство пошло не столько ради либерализации, сколько из-за тяжелой ситуации в экономике.
Согласно указу, отныне субъекты предпринимательской деятельности могут формировать цены и тарифы самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.
В списке социально значимых товаров и услуг, цены и тарифы на которые по-прежнему будет устанавливать государство, — молоко, хлеб, мясо, нефтепродукты, а также коммунальные, образовательные, медицинские и другие товары и услуги.
Власти пытаются успокоить людей.
Премьер-министр Михаил Мясникович, выступая 23 февраля в парламенте, пообещал не допустить обвального роста цен. «Ничего плохого не будет, нет совершенно никаких предпосылок, чтобы что-то обвалилось, случилось или взлетело куда-то. У нас достаточно стабильная экономика, экономика на подъеме», — сказал премьер.
По его мнению, сегодня в обществе слишком много внимания уделяется вопросу повышения цен. «Конечно, это затрагивает всех и каждого, но это не какая-то цель правительства накручивать цены — это живая экономика», — заявил Мясникович.
Премьеру вторил директор департамента ценовой политики Министерства экономики Игорь Фомин.
Обвального роста цен в связи со вступлением в силу указа президента № 72 не прогнозируется, заявил он на брифинге 28 февраля.
«Де-факто ничего не изменилось», — сказал чиновник. Мол, правительство вот уже два года как не устанавливает предельные индексы отпускных цен на товары, работы и услуги.
В качестве примера Фомин указал на отмену с 1 февраля 2011 года регулирования торговых надбавок, после чего, по его словам, «рост цен произошел, но в пределах разумного».
Чиновник не сомневается в экономическом эффекте указа о либерализации. Однако каким именно этот эффект будет, директор департамента ценовой политики сказать затруднился, поскольку «это зависит от рынка».
Фомин также заявил, что, несмотря на «серьезный рост инфляции» в январе-феврале текущего года, пересматривать годовой прогноз по инфляции (7,5-8,5%) не планируется.
«По опыту работы я не помню, чтобы в стране пересматривался прогноз по инфляции. Это целевой ориентир, который «забит» в денежно-кредитной политике и которого надо придерживаться», — сказал представитель Министерства экономики.
Следует отметить, что при существенном росте цен на продовольствие с начала года реальные заработки населения уменьшились.
Например, по последним данным Белстата, только за три недели февраля крупа подорожала на 15,5%, сахар — на 9,9%, картофель — на 7,2%, говядина — на 4,5%. Ощутимо выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги: электроснабжение — на 12%, водоснабжение и канализацию — на 14,6%, сетевой газ — на 83,7%.
При этом реальные доходы населения в январе по сравнению с декабрем, по данным того же Белстата, снизились на 12,9%.
Между тем рост цен вряд ли остановится. Тот же Игорь Фомин предупредил, что правительство намерено продолжить шаги в сторону либерализации ценообразования — в частности, за счет сокращения перечня социально значимых товаров. Но все будет зависеть от ситуации на внешнем и внутреннем рынках, подчеркнул он.
Падение уровня жизни власти объясняют мировой конъюнктурой цен, тщательно обходя вниманием внутренний фактор. Хотя эксперты прогнозировали негативные последствия необоснованного повышения зарплат и пенсий накануне президентских выборов в декабре прошлого года.
Экономический обозреватель Константин Скуратович подвергает сомнению рыночный характер президентского указа.
Он обращает внимание на то, что социально значимые товары, цены на которые государство по-прежнему будет устанавливать, представлены в основном продовольственной группой.
«Эта группа состоит из небольшого количества, так сказать, базовых продуктов. Государство ежегодно определяет объемы сырья, которые считает нужным закупить у сельхозпроизводителей для государственных нужд в количестве, необходимом для бездефицитного покрытия потребностей населения. То есть выступает в роли монополиста, определяющего закупочные цены, по которым сельскохозяйственное сырье закупают перерабатывающие предприятия. Таким образом, на этой фазе движения товарной массы никакого свободного ценообразования нет и быть не может», — считает Скуратович.
По его словам, сельские хозяйства фактически приписаны к перерабатывающим предприятиям и продают им свою продукцию по государственным ценам. Существует еще возможность реализовывать ее непосредственно на рынках, но она крайне незначительна.
Таким образом, отмечает Скуратович, единственной сферой для либерализации остается розничная торговля.
В свою очередь, руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин оценивает указ о либерализации цен как прогрессивный, но подчеркивает: его нельзя рассматривать в отрыве от комплекса экономических процессов.
«Указ будет эффективно работать только в том случае, если государство сможет создать условия для реальной конкуренции», — отметил Балыкин в интервью БелаПАН.
Пока же, отметил эксперт, небольшим предприятиям крайне сложно выйти на рынок из-за бюрократических проволочек, неформальных ограничений и запретов.
«Если государство действительно стремится создать эффективную рыночную экономику, а не государственный капитализм в самых худших его формах, то оно должно ограничить возможности чиновников вмешиваться в дела субъектов хозяйствования», — убежден лидер предпринимательской ассоциации.