Правительство и Национальный банк должны де-факто признать состоявшейся девальвацию и ускорить шаги по выходу из валютного кризиса. Такая рекомендация была озвучена бизнес-сообществом по итогам конференции, посвященной либерализации экономической деятельности. Позиция ряда бизнесменов и вовсе ошарашила власти: кому сейчас нужна либерализация и директива № 4, когда валютный кризис поставил предпринимателей на грань выживания?
В том, что валютная неразбериха отодвинула в тень мероприятия по экономической либерализации (к ее воплощению и так масса претензий), нет ничего удивительного. Валютный кризис продолжает замораживать экономику, а вместе с ней и малый бизнес.
Хотя, казалось бы, за первый квартал в страну поступило около 9 млрд. долларов валютной выручки, что на 62% больше аналогичного периода прошлого года. По итогам марта ее поступление составило в эквиваленте 4 млрд. долларов, увеличившись к февралю на 38%, к марту 2010 года — на 82%.
Но валюта все равно в дефиците. И малый бизнес испытывает большие трудности с ее приобретением.
Замминистра экономики Андрей Тур вместе с тем не считает, что валютный кризис больше всего дестабилизирует ситуацию в малом бизнесе.
«Я думаю, если пострадают, то все. Почему только малый бизнес? В условиях экономического развития не выдерживает конкуренции тот, кто слаб, независимо от того, большой бизнес или маленький. Что касается малого бизнеса, то у него, конечно, меньше активов, но благодаря своей гибкости он может быстро, условно говоря, сменить сферу деятельности и вложить средства туда, куда это позволяет ситуация».
Но, как выяснилось, в реальности малый бизнес преодолевает валютный дефицит другими способами. Предприниматель из Солигорска на конференции продемонстрировал властям, что этот способ — остановка деятельности.
«Я не знаю, как в Минске, а у нас никто не работает. Ни материалов купить, ничего другого. А цены, которые сформировались, просто фантастические».
Того, что случилось в экономике за последние полтора месяца, нельзя было допускать, считает он.
«Но все молчат, а как работать? Выходить на улицу — скажут, оппозиционер. Все молчат, а предприниматели думают, куда бежать — в Россию или Украину, где более благоприятные условия. А мы говорим о высоких материях и 4-й директиве… Я звоню в райисполком, а мне говорят: «Вы умный, что-нибудь придумаете», в облисполком — говорят, что работают над 4-й директивой и им некогда. Все молчат, а страна стоит на раскоряку и не знает, в каком направлении двигаться. Так о какой директиве может идти речь?! Если есть проблемы, надо честно о них говорить и вместе что-то решать. Это все серьезно».
Представители розницы и импортеры констатируют наличие продовольственного дефицита. Из-за проблем на валютном рынке в 1,5-2 раза упали продажи белорусских дистрибьюторов ИТ-товаров.
«Ряд компаний посчитали, что для них выгодней приостановить работу, отправить в отпуск половину сотрудников и ждать разрешения ситуации. Все устали находиться в подвешенном состоянии и ждут официальной девальвации рубля», — заявил на пресс-конференции в Минске директор портала Techlabs.byАлексей Бурдыко.
Даже официальные власти уже не скрывают факт массовой приостановки работы предприятий и роста временной безработицы.
«Порядка 600 тысяч работников, занятых в реальном секторе, были вынуждены приостановить производственную деятельность по инициативе администраций предприятий по причине недостатка сырья для производства», — заявил глава Национального статистического комитета Беларуси, председатель Совета по развитию предпринимательства Владимир Зиновский.
Он пояснил, что проблемы связаны с курсообразованием. «Решение этого вопроса нельзя затягивать», — добавил Зиновский.
Но Нацбанк и правительство увлечены игрой в молчанку. Чем это все закончится — гадание на кофейной гуще.
Правда, бизнес нашел поддержку в лице министра экономики Николая Снопкова, заявившего, что разделяет озабоченность предпринимателей ситуацией, которая сложилась на валютном рынке. Только помочь, как выяснилось, ничем не может.
«Правительство не вправе заставлять, обязывать или комментировать действия Нацбанка. Это абсолютно свободный, независимый регулятор, который подчиняется только президенту, и то относительно», — объяснил Снопков позицию министерства.
Проблему валютного дефицита он признал очень сложной, но при этом не обошелся без упрека в адрес бизнеса и населения. Государство, по его словам, не должно нести бремя валютного кризиса в одиночку.
«Я не буду озвучивать здесь цифру, сколько валюты на руках у людей, я не буду приводить пример Кореи, когда все собрались и принесли все ликвидное, что у них было, начиная от золотых украшений, заканчивая валютой, то есть вместе действовали на преодоление кризиса. Каждый и вместе. Поэтому не получится так, что государство работает, а кто-то деньги копит».
Министр также призвал бизнес конструктивнее подходить к нынешним проблемам и ценить работу власти по улучшению делового климата, несмотря на валютный кризис.
«Не без ошибок, не без просчетов, но мы идем правильно. Давайте будем добрее к тем направлениям, которые осуществляются как в государственных органах, так и предпринимательской среде», — сказал Снопков.
Но, по всей видимости, до разрешения валютного кризиса значительная часть бизнеса вряд ли по достоинству оценит действия властей по либерализации. Как ни улучшай деловой климат, а без валюты работать никто не сможет даже в райских условиях.
Зато у бизнес-сообщества появится возможность высказать все, что они думают, лично министру экономики. В ближайшие дни на сайте Минэкономики откроется его личная страница.
«Пишите письма, высказывания, предложения. Я с удовольствием будут все читать, осмысливать и претворять в жизнь», — предложил Снопков.