Правительство активно ведет переговоры с организациями-кредиторами. Осенью Беларусь рассчитывает подписать соглашение о кредите с МВФ, сообщил журналистам министр финансов Андрей Харковец 4 июня в Киеве. В этот день там проходила встреча глав минфинов стран ЕврАзЭС, одобривших предоставление Беларуси кредита из Антикризисного фонда (АКФ) ЕврАзЭС в размере 3 млрд. долларов. Условием предоставления и того, и другого кредита является выполнение Беларусью программы макроэкономических реформ.
Похоже, правительство пытается убить одним выстрелом двух зайцев, разработав под оба кредита одну программу.
«Мы исходим из того, что программа, которую мы подписали с Антикризисным фондом ЕврАзЭС, настолько комплексная, что она должна удовлетворить МВФ», — заявил Харковец в Киеве.
Размер возможного кредита МВФ он назвать затруднился, отметив, что «потребности будут оценены по итогам работы миссии» фонда в Минске.
Миссия прибыла в Беларусь 1 июня. Двухнедельный визит планировался заранее в целях постпрограммного мониторинга, который проводится в странах, получивших крупные кредиты от МВФ. Беларусь, как известно, получила в 2009-2010 годах пять траншей кредита стенд-бай на общую сумму около 3,46 млрд. долларов.
Приездом миссии МВФ правительство решило воспользоваться для обсуждения вопроса о новом кредите. Заявка с просьбой предоставить очередной стабилизационный кредит была направлена в МВФ 31 мая, накануне прибытия экспертов фонда.
Правительство рассчитывает получить от МВФ кредит в размере от 3,5 до 8 млрд. долларов, заявил 1 июня премьер-министр Михаил Мясникович.
Он особо подчеркнул, что «цена денег» предполагаемого кредита МВФ вдвое ниже, чем кредита АКФ ЕврАзЭС.
Что касается последнего, то 3 млрд. долларов Беларусь должна получить в течение трех лет (2011-2013 годы) шестью траншами.
«Финансовые условия кредита соответствуют стандартным условиям предоставления финансовых кредитов, которые одобрены советом АКФ для своих стран-участниц со средним уровнем доходов», — сообщила пресс-служба АКФ.
«Процентная ставка отражает цену фондирования России на международных рынках (на сегодня — около 4,1% годовых) и будет пересматриваться каждые три месяца. Десятилетний срок кредита включает трехлетний льготный период, в течение которого осуществляется только оплата процентов по кредиту. Погашение основной суммы кредита начнется со второй половины 2014 года», — отмечается в сообщении.
Первый транш — 800 млн. долларов — должен поступить в Беларусь в ближайшие две недели.
Размер последующих траншей составит по 440 млн. долларов. Они будут поступать по мере выполнения Беларусью программы стабилизации платежного баланса и повышения конкурентоспособности экономики.
Что касается этой программы, то она, как отмечается в пресс-релизе АКФ, «включает меры по сокращению эмиссионного кредитования экономики, усилению бюджетной дисциплины, а также пополнению международных резервов до экономически безопасного уровня».
«Члены совета АКФ признали меры экономической политики, предложенные в стабилизационной программе правительства Беларуси, убедительными и достаточными для достижения поставленных целей, что стало основанием для принятия решения о выдаче финансового кредита АКФ Беларуси», — отмечает пресс-служба фонда.
Устроит ли эта программа экспертов МВФ, пока неизвестно, так как переговоры по кредиту стенд-бай только начинаются.
Впрочем, еще в апреле глава миссии МВФ по Беларуси Крис Джарвис заявил: для любой программы финансирования стране «необходима реально вызывающая доверие программа мер экономической политики и амбициозная программа структурных реформ».
Способно ли белорусское руководство пойти на проведение макроэкономических реформ,— это, по мнению аналитиков, большой вопрос.
Год назад, заявляя об отсутствии необходимости в новом кредите МВФ, глава Нацбанка Петр Прокопович подчеркивал: «МВФ никому не предоставляет ресурсы без выполнения особых условий, а эти условия не всегда содействуют экономическому развитию страны».
Александр Лукашенко три недели назад упрекал неназванных зарубежных «недоброжелателей»: «В последнее время нам все чаще подбрасывают идеи в связи с этими финансовыми неурядицами: мол, нужны реформы. Нас тонко, аккуратно, с подачи, конечно, оттуда, подталкивают к каким-то реформам и кричат (…), что нужны немедленно реформы и реформы. А что за реформа нужна? Какую они нам предлагают реформу? Они нам предлагают реформу на разрушение».
Однако 1 июня, уже направив в МВФ заявку на кредит, премьер Михаил Мясникович делал реверансы в сторону потенциального кредитора.
«МВФ, — говорил он, — не просто организация, выдающая кредиты. МВФ — это своего рода семафор, который показывает международному сообществу, какой свет зажжен: красный — значит, надо воздержаться, желтый — значит, есть определенная тревога».
«Мы рассчитываем, что в результате работы этой и, возможно, следующей миссии мы выйдем на то, чтобы был зеленый сигнал, который показывает, что сюда можно привлекать и ресурсы МВФ, и для частного капитала, что сюда можно приходить и с хорошей эффективностью решать проекты», — сказал премьер.
Складывается впечатление, что цель № 1 правительства — заполучить заветные кредиты, и под это подгоняется все, в том числе антикризисные программы. Хотя приоритет должен быть прямо противоположным, подчеркивают аналитики.
«Пора соскочить с дотационной иглы и научиться самим зарабатывать деньги», — убежден лидер Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин.
Получение кредита обязательно должно быть сопряжено с проведением реформ, подчеркивает он.
Прежде всего, по мнению Балыкина, необходимо предоставить свободу хозяйствования субъектам малого и среднего бизнеса, который создаст новые рабочие места взамен тех, что неизбежно будут сокращены на крупных предприятиях.
Именно малый и средний бизнес, считает глава ассоциации, способен стать «новой точкой роста, фундаментом развития нового крупного бизнеса».
«Нужно отпустить поводок. Лучше [государству] позже заработать рубль, чем сейчас выбивать десять копеек», — считает Балыкин. Но для этого, отмечает он, нужна политическая воля, которой в руководстве страны пока не наблюдается.
Финансовый обозреватель Владимир Тарасов, в свою очередь, обращает внимание на качество выполнения Беларусью взятых на себя обязательств в рамках кредитных соглашений.
В частности, отмечает он, опыт сотрудничества МВФ с официальным Минском «скорее негативный, чем позитивный».
«Руководство Беларуси до сих пор не выполнило ряд условий предоставления кредита в 2009-1010 годах. Не создало агентство по финансированию государственных программ, а агентство по приватизации, хотя и образовано, но ничего не приватизировало. Кроме того, перед президентскими выборами в 2010 году правительство резко увеличило заработную плату», — перечисляет Тарасов.
Таким образом, полагает он, даже если МВФ примет положительное решение по кредиту, контроль за выполнением условий кредитования наверняка будет жестче.
Эксперты также выказывают беспокойство по поводу распределения кредитных средств.
«Если вместо того чтобы создавать эффективную экономику, мы будем пускать средства на любые неотложные нужды, наше положение через полгода-год станет еще хуже», — предупреждает экономист Леонид Злотников.
По его мнению, 800 млн. долларов (первый транш кредита ЕврАзЭС) ситуацию не спасут, поскольку экономика ежемесячно нуждается примерно в 1 млрд. 200 млн. долларов, чтобы вернуться к тому уровню жизни, который был, и поддерживать его. «Мы попали в ситуацию, когда нужно, зажав пояса на какое-то время, немедленно переходить к эффективной экономике. Никто нас долго кормить не будет», — подчеркнул Злотников.
По его словам, средства от кредитов и продажи госсобственности следует направлять в первую очередь на развитие производства. «Но пускать деньги на эти цели в условиях командной системы, которая довела ситуацию до нынешнего положения, бесполезно», — добавил эксперт.