Жить в Беларуси становится все дороже и дороже. Вслед за всплеском цен на продукты питания, вверх поползли и розничные цены на лекарства, прежде всего импортного производства.
Официальные дистрибьюторы подтверждают: новые партии фармпрепаратов поставляются в аптеки по новым, более высоким ценам, рассчитанным с учетом 56-процентной девальвации рубля.
«До 23 мая была возможность покупать валюту на бирже по официальному курсу, равному 3 тысячам рублей за доллар. Изменение официального курса автоматически увеличило и затраты на приобретение валюты. Поэтому цены на все медпрепараты, ввезенные после 24 мая, были пересчитаны исходя из нового курса. По новым ценам лекарственные препараты сегодня поставляются в аптечную сеть», — сообщил Naviny.by представитель одной из зарубежных фармацевтических компаний, работающих в Беларуси.
По оценкам собеседника, цены выросли примерно в 2-3 раза.
«Например, препарат «Нольпаза» (40 мг), применяемый при язвенной болезни, с учетом переоценки предлагается в аптеках по 66 тысяч рублей. Старая партия пока реализуется по цене 20 460 рублей».
Существенную разбежку в ценах между старой и новой партиями препаратов импортного производства фиксирует специализированный ресурс Tabletka.by и минские аптеки.
К примеру, «Но-Шпа» (таблетки по 40 мг, производитель «Санофи-Авентис») предлагается в аптеках по 23 260 рублей (старая цена 9100), витамины «Витрум» («Юнифарм») — по 97 890 (36 420), «Супрастин» (таблетки по 25 мг, «Эгис») — 20 820 рублей (11 200), «Фервекс» со вкусом малины (8 упаковок) — 28 240 рублей (15 510).
По словам представителя фармацевтической компании, в связи с ростом цен многим клиникам, располагающим своими аптеками, придется пересматривать собственные бюджеты.
«Как сейчас потянуть импортный антибиотик? К примеру, тот же «Сумамед», который стоил 42 тысячи, а теперь — 74 тысячи рублей? Придется пересматривать или ужимать все бюджеты — поликлинические, льготной выписки».
Минздрав, впрочем, пока не увидел в действиях импортеров и дистрибьюторов никакого криминала. Заместитель начальника управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Алла Долголикова заявила, что переоценка стоимости лекарственных средств по причине девальвации разрешена белорусским законодательством.
«Одна из норм указа президента № 366 предусматривает проведение переоценки лекарственных средств в связи с изменениями курса рубля в отношении позиций, по которым предприятие, которое ввезло лекарственный препарат, имеет задолженность перед зарубежными поставщиками.
То есть если предприятие ввезло по прямому контракту лекарственные средства с отсрочкой платежа и на момент изменения курса не рассчиталось с производителем, то оно имеет право проводить переоценку стоимости по курсу Нацбанка», — заявила представитель Минздрава.
Вместе с тем Алла Долголикова заверила: Минздрав будет держать руку на пульсе всех изменений, так как лекарства — это товары социального значения.
«Для Минздрава не все равно, по каким ценам продаются лекарства в аптеках, по каким ценам они попадают в организации здравоохранения и отпускаются по льготным рецептам. На прошлой неделе в Минздраве проходило совещание с представителями дистрибьюторов, работающих с зарубежными поставщиками, по вопросу цен и переоценки стоимости лекарств. Мы просили всех поставщиков максимально разумно подойти к вопросу переоценки».
Белорусские потребители, между тем, словно предчувствуя, что наблюдаемый повальный рост цен на потребительские товары обязательно коснется и лекарств, уже активно закупились медпрепаратами.
По данным Белстат, в январе-апреле объем продаж фармацевтических товаров вырос в стоимостном выражении на 24,7% к соответствующему уровню прошлого года и составил более 660 млрд. рублей.
Специалист по работе с клиентами ООО «Интелликс» Дмитрий Петрович полагает, что произошедший рост цен на импортные препараты белорусы хорошо прочувствуют только в начале июля.
«Сейчас у крупных дистрибьюторов, государственных продавцов имеются запасы продукции на месяц и больше. И в розничной аптечной сети присутствуют фармпрепараты по старым ценам и новым, установленным с учетом девальвации. Поэтому пока рост цен не так сильно чувствуется. Ситуация будет меняться по мере того, как будут опустошаться склады, а на витринах все больше появляться лекарственных препаратов по новым ценам. Думаю, к концу июня — началу июля большинство фармпрепаратов будет реализовываться по новым ценам. Вот тогда рост цен будет более ощутим».
Эксперт ожидает падения продаж импортных лекарств в летний период, в том числе и по причине роста их стоимости на фоне снижения покупательской способности населения. Возможно, от этого выиграет отечественная фарминудстрия, спрос на продукцию которой может вырасти. Доля отечественных лекарственных средств в натуральном выражении составляет около 58,5%, а цены на них государство так или иначе контролирует.
Однако и белорусские лекарства будут дорожать, пусть и не так сильно: во-первых, в связи с изменением курса, во-вторых, по причине нехватки валюты для закупки импортного сырья, а также вспомогательных веществ как для производства собственно лекарства, так и для изготовления упаковки. В отдельных позициях доля импорта составляет 90% продукции.
Концерн «Белбиофарм», кстати, уже обратился в Минэкономики с предложением повысить цены на лекарства. Аргументация — производство некоторых белорусских лекарств убыточно, и это связано с ростом цен на импортные сырье и материалы. Пока решение не принято, но очевидно, что просьба концерна будет удовлетворена. Вопрос лишь в допустимом потолке роста цен.
Правда, учитывая, как белорусы стали нервно реагировать на рост цен на разные группы товаров, можно не сомневаться, что Минздрав будет тщательно контролировать ситуацию на рынке и проводить постоянный мониторинг розничных цен по наиболее востребованным наименованиям лекарств в аптеках всех форм собственности. Алла Долголикова не исключает, что в случае необходимости будут заключены очередные соглашения и меморандумы с представителями фармрынка по сдерживанию цен на лекарственные средства.
Только и представители фармрынка вряд ли будут заниматься благотворительностью, которая принесет им ощутимые убытки.