Девальвация белорусского рубля по идее должна была иметь положительный эффект для отечественных экспортеров. Однако в жизни оказалось не совсем так. Множественность курсов национальной валюты, сложившаяся в процессе девальвации, оказывает негативное влияние на экспортные возможности белорусских мебельщиков.
На сегодняшний день более половины выпускаемой в Беларуси мебели производят частные предприятия. Хотя в 1990-е годы соотношение было совсем другим: более 80% мебельной продукции производилось тогда на мощностях предприятий концерна «Беллесбумпром», то есть силами в основном государственных предприятий.
Крупнейшим игроком на белорусском рынке мебели сегодня является холдинг «Пинскдрев». По данным Ассоциации деревообрабатывающих и мебельных предприятий, в тройку ведущих отечественных производителей мебели входят также «Молодечномебель» и «ЗОВ-ЛенЕвромебель».
Выпускаемую мебель белорусские предприятия поставляют не только на внутренний рынок. По данным Министерства экономики, около половины производимой в нашей стране мебели традиционно предназначено для экспорта. В 2010 году на экспорт Беларусь поставила мебели на 314,7 млн. долларов. Основной объем экспортных поставок пришелся на Россию.
«Россия импортировала в 2010 году мебели на 1 млрд. 961 млн. долларов, в том числе из Беларуси — на 229 млн. долларов. Таким образом, девятая часть мебели поступает на российский рынок из нашей страны», — сообщил на мебельном форуме, проходившем в Минске, председатель Ассоциации деревообрабатывающих и мебельных предприятий Беларуси Александр Барташевич.
Конкурентное преимущество белорусской мебели на российском рынке — цена.
«Белорусская мебель — самая дешевая на российском рынке. Она там даже дешевле дешевой китайской мебели. Если наша мебель для сидения на российском рынке стоит 4,4 доллара за килограмм, то китайская — 4,69», — говорит Александр Барташевич.
Вместе с тем, с поставками белорусской мебели на российский рынок сегодня появляются сложности. Причина возникших проблем, судя по всему, прямым образом связана с ситуацией на валютном рынке Беларуси.
«Белорусские мебельные предприятия говорят, что на российском рынке происходит снижение спроса на их продукцию. Некоторые оптовики начинают отказываться от приобретения белорусской мебели», — рассказывает начальник отдела кооперации и специализации деревообработки и мебельного производства концерна «Беллесбумпром» Мирослав Пухальский.
Специалисты концерна связывают отказы российских оптовиков закупать белорусскую мебель с тем, что в условиях валютного кризиса в Беларуси появился новый канал поставок отечественной мебели на российский рынок.
«На белорусском рынке появляются покупатели с российским рублем, которые конвертируют свою валюту в белорусские рубли не по курсу Нацбанка, а затем закупают белорусскую мебель и вывозят ее в Россию», — говорит Мирослав Пухальский.
Такая схема доставки белорусской мебели в Россию сулит трейдерам существенную выгоду. Ведь конвертировав российские рубли в белорусские по черному курсу, который выше официального на 40-50%, белорусскую мебель на внутреннем рынке можно купить гораздо дешевле.
Вывозу же мебели на территорию России ничто не препятствует — Беларусь и восточная соседка находятся в едином таможенном пространстве.
Таким образом, существование множественности курсов белорусского рубля позволяет посредническим структурам дешевле поставлять отечественные товары на территорию России, и это, естественно, снижает экспортные возможности белорусских производителей.
«Сложившаяся ситуация негативно влияет на белорусских производителей мебели», — констатирует Мирослав Пухальский.
Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации по инновационной и инвестиционной политике Георгий Гриц считает закономерной ситуацию, которая сложилась с вывозом белорусской мебели. По его мнению, сохранение нынешней ситуации на валютном рынке будет продолжать негативно влиять на экспортные возможности белорусских производителей.
«Даже если белорусские предприятия начнут продавать свою продукцию по себестоимости на экспорт, они не смогут конкурировать с теми, кто благодаря курсовым разницам закупил белорусскую продукцию на 40% дешевле», — констатирует Георгий Гриц.
По его мнению, сохранение нынешней ситуации на валютном рынке будет негативно влиять не только на экспортные возможности белорусских мебельщиков, но и отразится на работе других предприятий, которые поставляют продукцию за пределы страны.
«Действиями на валютном рынке мы породили конкурентов своим экспортерам. Сегодня выстроилась очередь за белорусской продукцией. Но эта очередь — не благо для белорусских производителей, а очевидный вред», — подчеркивает Георгий Гриц.
Бороться с такими конкурентами административными методами в условиях Таможенного союза с Россией достаточно сложно. Единственное решение — устранить проблемы на валютном рынке.