Кредитная экспансия, обеспечивавшая многие годы экономический рост в Беларуси, в условиях финансово-экономического кризиса оказалась нежизнеспособной. Июньские данные показывают, что рост банковских активов прекратился. Иного сложно было ожидать в сегодняшних условиях, когда кредитные ресурсы постоянно дорожают.
Деньги стали дорогими
На 1 июля валовые активы белорусских банков составили 180,5 трлн. рублей и практически не изменились за июнь. При этом, если проследить динамику за январь-май, то тогда активы росли достаточно ощутимыми темпами — на 4-5 трлн. рублей ежемесячно.
Показательно, что в июне обозначилась отрицательная динамика по активам в национальной валюте.
Если в мае, по данным Нацбанка, рублевые активы выросли на 7,6%, в апреле — на 3,9%, в марте — на 4,4%, то в июне мы имеем самый низкий уровень прироста рублевых активов. За первый летний месяц активы в национальной валюте увеличились только на 1,1%.
Эксперты связывают замедление активных операций банков в нацвалюте с удорожанием кредитных ресурсов. По мнению экспертов, непрекращающийся рост ставок по кредитам приводит к тому, что количество желающих брать кредиты снижается.
«Средняя ставка по рублевым кредитам для юрлиц, которые выдаются на срок до одного года, в июне составила 21% годовых. Для сравнения: в мае, по данным Нацбанка, эта ставка находилась на отметке 17,9%, в апреле — 16,5%, в марте — 13,7%, в январе — 12,8%. Таким образом, за первое полугодие ставка выросла очень существенно — на 8,2 процентных пункта», — отмечает аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.byАлександр Муха.
Экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук считает закономерным тот факт, что в сложившейся в экономике ситуации стали замедляться темпы кредитования.
«Негативные ожидания и сокращение спроса на продукцию предприятий приводит к тому, что последние снижают свои экономическую активность. Все это сказывается на готовности предприятий брать кредиты, процентные ставки по которым сейчас растут», — говорит Дмитрий Крук.
По наблюдениям Александра Мухи, в ряде случаев ни банки, ни предприятия не хотят сегодня брать на себя дополнительные риски в процессе кредитования. «В сегодняшней непростой экономической ситуации, которая сохраняется в стране, высокие риски в процессе кредитования несут как заемщики, так и банки», — отмечает аналитик.
Эксперты обращают внимание, что снижению в июне темпов роста рублевых активов также способствовало сжатие директивного кредитования. «Речь, прежде всего, идет о сворачивании льготного кредитовании жилья, которое произошло в первый летний месяц», — говорит Дмитрий Крук.
Отрицательная динамика в последние месяцы также коснулась активных операций банков в инвалюте. В условиях валютно-финансового кризиса такие активы стали каждый месяц сокращаться: в июне — на 1,1%, в мае — на 1,8%. Хотя в первом квартале, когда инвалюта реально присутствовала на всех сегментах валютного рынка, банки увеличили валютные активы на 15%.
«В условиях нынешнего кризиса банки приняли решение не выдавать валютные кредиты предприятиям, которые не имеют экспортной выручки. Это объясняет, почему активы, номинированные в иностранной валюте, снижаются», — полагает Дмитрий Крук.
Прогноз на второе полугодие
Во втором полугодии, считают эксперты, продолжаться тренды первой половины этого года, когда объемы кредитования стали замедляться.
«При сохранении сегодняшних тенденций, выражающихся в росте процентных ставок, можно ожидать замедления темпов кредитования и во втором полугодии. Более того, не исключено, что объемы погашения ранее выданных кредитов превысят объемы выдачи новых кредитов», — предполагает Александр Муха.
Однако эксперты сходятся во мнении, что объемы кредитования во втором полугодии будут во многом зависеть от политики правительства в этом вопросе.
«Во многом объемы кредитования будут зависеть от позиции государства по директивным кредитам. Главная неизвестная — объемы кредитование госпрограмм, а именно — кредиты на строительство жилья, на финансирование сельхозпредприятий, на строительство АЭС, которые могут быть выданы во втором полугодии», — уточняет Дмитрий Крук.
«Такое ощущение, — добавляет эксперт, — что правительство стремится найти какой-то баланс. С одной стороны, — не допустить обвала финансирования инвестпроектов, для которых банковские кредиты выступают основным источником ресурсов, а с другой — не навешивать на банки новые риски. Поэтому можно все-таки ожидать плавного снижение объемов кредитования».
В случае же сохранения на высоком уровне объемов кредитования госпрограмм правительству, скорее всего, потребуется подпитывать госбанки ресурсами.
В былые годы уставные фонды госбанков правительство регулярно подпитывало ресурсами, включая печатный станок. Такой механизм позволял наращивать объемы кредитования. Однако такая политика, подчеркивают экономисты, провоцирует возникновение негативных последствий, а именно — рост инфляции и снижение обменного курса рубля.