Национальный банк Беларуси еще больше ограничил возможности покупки наличной валюты в обменных пунктах. С разрешения главного банка страны пять коммерческих банков получили право продавать наличную валюту, приобретенную на территории учреждений зон отдыха, только на социальные цели.
Эксперты усматривают в этих действиях китайский след и предлагают населению готовиться к самому худшему. Похоже на то, что белорусам придется забыть о свободной покупке валюты в обменниках, также как в свое время о валютных кредитах.
Валютные операции в обменных пунктах и сегодня сведены к минимуму. Максимум на что пошли финансовые власти — это обременить социальной валютной нагрузкой крупневший госбанк страны «Беларусбанк». В мае Нацбанк разрешил «Беларусбанку» осуществлять только покупку наличной валюты в обменниках, расположенных на погранпереходах, и продавать ее на социальные нужды.
И, видимо, эффект от эксперимента впечатлил финансовые власти. За май-июнь банки на чистой основе купили у населения 130 млн. долларов. Такой улов Нацбанк отчасти связал именно с ограничениями по продаже валюты крупнейшим госбанком страны. При этом на социальные нужды «Беларусбанк» за эти же два месяца продал населению только 2,5 млн. долларов.
Теперь число банков, которые могут продавать валюту на социальные нужды, выросло до пяти. Помимо «Беларусбанка» в список вошли «Белинвестбанк», «Белагропромбанк», «Паритетбанк» и «Альфа-Банк». При этом расширилось число мест, где введено ограничение на свободную продажу валюты.
До 1 декабря 2011 года этим банкам разрешено не продавать свободно валюту, купленную на территории учреждений отдыха, а направлять ее на продажу на социальные цели. В первую очередь на лечение, оплату обучение и проживание студентов, экстренный выезд за пределы Беларуси в связи с болезнью или смертью родственников при наличии подтверждающих документов.
«На основании устных заявлений никто валюту не продаст», — пояснил заместитель начальника управления информации Национального банка Михаил Журавович.
Банки могут также продавать валюту и на цели отдыха, но сумма валюты при этом рассчитывается исходя из командировочных расходов, утвержденных белорусским законодательством.
Еще один любопытный нюанс связан с тем, что банк продаст только валюту страны, куда направляется гражданин.
«Некоторые, например, при поездке в Украину просят продать доллары. Однако им могут продать только гривны. Соответственно, при поездке в европейские страны можно будет купить евро, в США — доллары», — уточнил Михаил Журавович.
По словам экономиста Сергея Чалого, власти действуют по китайскому образцу. Это значит, населению пора привыкать к мысли, что в свободной продаже валюты как минимум в этом году, скорее всего, не будет.
«Ясно было, что не будет никакой продажи валюты в обменниках даже по паспортам и при условии введения ограничений по сумме продажи на одного человека в день. Это противоречит тому, что делают сегодня финансовые власти. Им понравилась идея с ограничениями и продажей валюты на социальные нужды. И они довольны появившейся возможностью контролировать потоки валюты для населения. Ведь теперь они сами будут определять, на какие цели продавать валюту, на какие нет. Таким образом реализуется китайский опыт».
В связи с этим аналитик прогнозирует дальнейшее увеличение количества закрытых обменных пунктов.
«Ведь кассиры в обменных пунктах целый день сидят фактически без дела. Банк платит им зарплату, но никакой прибыли от их деятельности нет. Они даже себе на зарплату не зарабатывают», — отмечает эксперт.
По последним данным, «Белагропромбанк» временно приостановил работу в 17% своих обменных пунктов, «Белинвестбанк» примерно в 21%.
Потихоньку разбираясь по-своему с наличным рынком валюты, власти намерены навести порядок и на биржевом рынке, также усилив административные меры распределения валюты, подчеркивает Сергей Чалый.
Глава государства уже подписал указ об отмене ряда льгот по обязательной продаже части валютной выручки. По задумке властей, это должно привести к увеличению долю иностранной валюты, продаваемой в обязательном порядке.
Это предложение еще в апреле текущего года продвигал Нацбанк. Источники в банке поясняли, что при действующих льготах в распоряжение Нацбанка поступает лишь 19% валютной выручки при общем нормативе обязательной продажи в 30%. В денежном выражении годовое недопоступление валюты оценивается в 2 млрд. долларов.
Позже, 17 июня на пресс-конференция в Минске, эту тему поднял Александр Лукашенко. По его словам, без льгот в стране работает только 17-18% субъектов хозяйствования. Отмена льгот позволила бы Беларуси дополнительно получить не менее 1 млрд. долларов.
Но пока не ясно, для каких предприятий были отменены льготы. Это могут быть и белорусские НПЗ, и «Беларуськалий». В прошлом году «Беларуськалий», кстати, вообще освобожденный от обязательств продавать валютную выручку на бирже, заработал от экспорта 2,06 млрд. долларов. То есть при отмене льгот дополнительно на биржу может поступить 600-700 млн. долларов. Правда, сейчас «Беларуськалий» борется с подтоплениями рудников, так что возможно по этой причине льготы ему сохранили.
У белорусских НПЗ ситуация тоже далека от оптимальной. К тому же, в отличие от «Беларуськалия», значительная часть выручки направляется непосредственно на закупку сырья — нефти.
«Но в любом случае мы наблюдаем подмену рыночных механизмов административными, причем, проблему это не решает. Административное распределение не самое эффективное. Государство этим прикрывается, заявляя, что средства пойдут на нужные проекты. Но расширение конфискационных механизмов стимулирует компании укрывать валютную выручку от обязательной продажи, используя бартер, зачет, оплату экспорта в тех валютах, которые не подпадают под обязательную продажу», — констатирует Сергей Чалый.
И даже при увеличении объема поступающей на биржу валюты власти все равно будут существенно ограничивать доступ бизнеса к долларам, евро и российским рублям, продавая их в первую очередь крупным госпредприятиям. Остальным — по остаточному принципу.
«Я не вижу желания у властей идти к нормальному рынку. Все последние решения соответствует их идеологии административного перераспределения валюты», — констатирует Сергей Чалый.