Беларусь продолжает отказываться от структурных реформ, вследствие чего основные фонды транспортных, энергетических и других предприятий устаревают. Продолжение нынешней политики, считают эксперты, приведет к неизбежному износу объектов инфраструктуры и поставит под угрозу темпы экономического роста.
Исследовательский центр ИПМ начиная с 2003 года ежегодно проводит мониторинг состояния белорусской инфраструктуры. В своем последнем исследовании, которое было обнародовано в июле 2011 года, эксперты центра отмечают, что правительство по-прежнему откладывает реформирование секторов, которые составляют основу инфраструктуры национальной экономики.
«Дальнейшее откладывание реформ может стать чрезмерным грузом для экономики», — отмечают авторы исследования. Эксперты Исследовательского центра ИПМ полагают, что отсутствие реформ «грозит основам долгосрочного экономического роста» в Беларуси, и приводят в этой связи ряд своих рекомендаций.
По наблюдениям авторов исследования, хронической проблемой многих секторов белорусской инфраструктуры является перекрестное субсидирование.
В энергетическом секторе это выражается в том, что тарифы для населения занижены, а для юридических лиц — существенно завышены.
В транспортном секторе перекрестное субсидирование выражается в том, что пассажирские перевозки внутри страны субсидируются за счет выручки, получаемой от грузовых перевозок.
«Грузовые перевозки обеспечивают более 80% доходов Белорусской железной дороги, в то время как число поездок грузовых поездов отстает от числа поездок пассажирских составов. Это указывает на очевидную проблему перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими перевозками», — отмечают эксперты Исследовательского центра ИПМ.
Наличие перекрестного субсидирования, полагают они, ограничивает финансовые возможности транспортных и энергетических компаний. В результате у предприятий не хватает средств для плановой модернизации.
«По данным Всемирного банка, объекты железнодорожной инфраструктуры в стране существенно устарели, большинству из них более 20 лет. При этом ежегодные расходы на поддержание инфраструктуры и подвижного состава в текущем состоянии оцениваются в 600 млн. долларов», — говорит заместитель Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
Похожая ситуация — в энергетическом секторе.
«Политика, направленная на общее сдерживание роста тарифов, отрицательно сказалась на финансовых результатах и инвестиционных возможностях предприятий, что ограничило инвестиционные возможности по модернизации активов и технологий», — подчеркивают эксперты.
Чтобы не допустить дальнейшего устаревания объектов инфраструктуры, Исследовательский центр ИПМ рекомендует провести ряд структурных реформ. Прежде всего, речь идет об устранении перекрестного субсидирования там, где оно присутствует.
С целью повышения эффективности предприятий, от работы которых зависит состояние объектов инфраструктуры, эксперты центра также рекомендуют пойти на реструктуризацию таких субъектов хозяйствования. Это, в частности, касается Белорусской железной дороги.
«Важным шагом, позволяющим повысить производительность железной дороги, является выделение основных направлений деятельности в отдельные предприятия, а также освобождение от сопутствующей деятельности, в том числе и в социальной сфере», — пришли к выводу экономисты Исследовательского центра ИПМ.
В газовом секторе, считают эксперты, необходимо провести независимый аудит с целью поиска направлений снижения затрат. «На сегодняшний день газовый сектор перегружен непроизводительными активами», — подчеркивают авторы исследования.
Еще одним направлением реформ, которое позволило бы улучшить общее состояние инфраструктуры белорусской экономики, является приватизация. Эта мера актуальна прежде всего в отношении тех предприятий, мощности которых устарели. Сегодня даже государственные служащие признают, что основные фонды ряда госпредприятий находятся в удручающем состоянии.
«Я был недавно на одном предприятии в Минской области… Когда я прошел по цехам, то увидел, что стоит оборудование, которому десятки лет, его нужно выбрасывать», — отмечал на июльской встрече с журналистами председатель Госкомимущества Георгий Кузнецов.
Вместе с тем, инвестиций для модернизации такого предприятия у государства нет, хотя компания приносит валютную выручку, а стоимость модернизации в масштабах страны копеечная — около 6 млн. евро.
Логичный вывод: если у государства нет даже таких денег, почему бы предприятие, которое пока еще нормально работает и приносит валютную выручку, не отдать эффективному частному инвестору? Ответ — в начале нашей статьи и заключается в том, что белорусские власти сознательно откладывают структурные реформы даже тогда, когда их необходимость очевидна.
Почему — это отдельная большая тема. Если коротко, то эксперты в первую очередь указывают на опасение руководства страны вслед за экономическим контролем утратить и политический контроль над обществом.