Понижающий коэффициент для правительства Мясниковича
16.08.2011 23:48
—
Новости Экономики
|
Рост выручки по всем рынкам сбыта, который показал в своем отчете за 2-й квартал 2011 года «Газпром», по всей видимости, также настроил Москву на благодушный лад в газовых переговорах с Беларусью. Но полученное обещание льгот – это, прежде всего, понижающий коэффициент для правительства Мясниковича. За льготный коэффициент Беларусь заплатит не только акциями «Белтрансгаза», но и возвращением на газовый крючок Москвы и, судя по всему, торможением или отказом от структурных реформ экономики. То, что сейчас официальная пропаганда и некоторые аналитики пытаются выдать за победу Минска, по сути является расписыванием в беспомощности правительства Мясниковича что-либо изменить к лучшему. Эта беспомощность сквозит уже и в некоторых высказываниях премьера, которого первоначально воспринимали как реформатора и даже чуть ли не как мессию для белорусской экономики. Автор, между прочим, кандидатской диссертации по условиям становления рыночной экономики в Беларуси сперва пытался соответствовать этому ореолу. Даже шашкой махал в лобовых атаках: говорят, еще в начале весны Мясникович несколько раз лично просил Лукашенко одобрить разовую девальвацию. Но в ответ на него и его окружение начались «копания» со стороны силовиков. И в итоге премьер как реформатор «спекся». Это заметно хотя бы по тому, что он начал применять такой безопасный для себя стиль руководства, как поиск козлов отпущения (кондитеры, мясники, банкиры и все остальные), а также вернулся к испытанной тактике абсолютно всех своих предшественников – выпрашиванию льгот у большой восточной соседки. В отчетности «Газпром» назвал цену, за которую он поставлял газ в Беларусь во 2-м квартале текущего года, – 244,8 доллара за 1 тыс. куб. метров. Таким образом, по сравнению с первыми тремя месяцами 2011 года она выросла на 21,65 доллара (в 1-м квартале газ стоил 223,15 доллара за 1 тыс. куб. м). По сравнению со 2-м кварталом 2010 года выросли и объемы – с 4,17 млрд куб. м до 4,28 млрд куб. м (в 1-м квартале 2011 года Беларусь импортировала 6,29 млрд куб. м природного газа). В итоге во 2-м квартале прошлого года Беларусь заплатила за российский газ 768 млн долларов (по цене 184,2 доллара за 1 тыс. куб. м), во 2-м квартале текущего – свыше 1 млрд долларов. Для национальной экономики, у которой дефицит платежного баланса растет из года год, это критическая разница, которая заставляет ускоренно искать выходы. А самый простой из них и широко распространенный в Беларуси – это попросить льгот. По сути, правительство и министерства только этим и занимаются все последние годы, так что имеют богатую практику, как это делать. Хотя здесь же нужно отметить, что даже сейчас по темпам роста цен на газ Беларусь находится в весьма льготном положении по сравнению с большинством других клиентов «Газпрома». Для Молдовы, имевшей в 1-м квартале цену 288,71 доллара, она увеличилась на 28 долларов (до 316,71 доллара за 1 тыс. куб. м). Для стран Балтии рывок за последние три месяца был еще более ощутимым – на 54 доллара (с 337,24 до 391,3 доллара за 1 тыс. куб. м). Зачем «Газпрому» вновь делать уступки Беларуси? Во-первых, проблемы с североафриканской нефтью, «Фукусима» как Цусима для европейской атомной энергетики – все форс-мажоры в его пользу. Во 2-м квартале общая выручка выросла на 18,65%, наибольший прирост, кстати, дали страны СНГ и Балтии – 73,31%. Но и в Европе, которая является №1 по объему выручки, этот прирост составил 42,98%. Таким образом, «Газпром» имеет хороший запас, чтобы варьировать им. Во-вторых, льготы даются для того, чтобы их можно было забрать. В момент, удобный уже не для «Газпрома», а для Кремля. Пока очень расплывчато, какой понижающий коэффициент вернет «Газпром» с 2012 года в контракт с «Белтрансгазом». В 2008 году он, напомним, был, 0,7 от полной стоимости газа, рассчитанной исходя из изменения цены на газойль и мазут, в 2009-м – 0,8, в 2010-м – 0,9. Владимир Путин ввернул в свой комментарий по этому поводу любопытное прилагательное – «интеграционный понижающий коэффициент». Такая формулировка дает широкое поле для различных вариантов, чего же на самом деле в ответ потребует Москва. Вариантов, которые могли бы дополнить перефразированную поговорку «Что русскому хорошо, то белорусу…». Хотелось бы верить, что белорусы вновь вернулись к льготам из тактических соображений. Например, чтобы дождаться запуска АЭС. Но это произойдет не скоро (если вообще произойдет), а льготы связывают политику Минска и фактически низводят ее до слепого и безропотного следования в политическом и экономическом фарватере сильной соседки. А во-вторых, учитывая, что финансирование АЭС будет осуществляться из кармана Москвы и строиться она будет российскими компаниями, еще не известно, какой крючок опасней – газовый или атомный. Возвращение льготного режима может создать некую подушку безопасности для белорусской экономики и правительства Мясниковича. Объем льгот может составить и 1, и 2 млрд долларов, которые сейчас белорусское руководство пытается найти в мире для латания дыр, появившихся из-за своих ошибок и безалаберного разбазаривания предыдущих российских газовых и нефтяных бонусов. Возможно, нас вскоре ожидает вновь стабильная валюта и льготные кредиты на жилье. Но этот возврат в прошлое означает и сохранение в настоящем и будущем всей белорусской неэффективной экономики, означает отказ от реформ, которые нужно было проводить еще при стоимости газа 47 долларов за тысячу кубов. А самое главное – льготам когда-нибудь все равно придет конец. Мы этой весной и летом еще не до конца успели почувствовать, как это бывает. Стоимость газа для Беларуси в 2005–2011 гг.
Главные покупатели российского газа
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
За льготный коэффициент Беларусь заплатит не только акциями «Белтрансгаза», но и возвращением на газовый крючок Москвы и, судя по всему, торможением или отказом от...
|
|