Надежды, что страна в этом году привлечет 6,4-6,5 млрд. долларов, улетучиваются с каждым месяцев. За январь-август приток прямых иностранных инвестиций составил 1,14 млрд. долларов или 17,5% от годового задания, подпись под которым, кстати, поставил президент. По данным Naviny.by, правительству сегодня приходится придумывать новые «пряники», которые бы привлекли в страну иностранные инвестиции.
Сидим на голом вассере
Если руководствоваться исключительно цифрами, то дела с иностранными инвестициями в этом году выглядят не так и плохо. В 2010-м году Беларусь за весь год привлекла 1,35 млрд. долларов, то есть шансы перевыполнить уровень прошлого года остаются. Одна из ключевых проблем состоит в том, что структура прямых иностранных инвестиций на чистой основе говорит о том, что инвестиции в страну упрямо не хотят идти.
Из 1,14 млрд. долларов, упомянутых выше, около половины приходится на реинвестированные доходы — прибыль, которую иностранные инвесторы заработали на белорусской земле, но не изъяли. Еще 0,37 млрд. — это вложения иностранных инвесторов в банковскую систему. Таким образом, притока прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики в текущем году фактически не наблюдается.
Обращает на себя внимание также тот факт, что из 1,14 млрд. долларов, которые проходят по статье прямые иностранные инвестиции, 1,03 млрд. долларов были зафиксированы по итогам первого полугодия. Таким образом, в июле и в августе иностранные инвестиции в страну практически не поступали. Оно и не удивительно.
Ведь прибыль иностранных инвесторов, полученная в Беларуси, была отнесена к «реинвестированным доходам» еще в первом полугодии — когда все компании подводили бухгалтерские итоги 2010 года. Основные вложения иностранных инвесторов в банковский сектор также поступили в первом полугодии. Вот и получилось, что и в июле, и в августе, мы сидели на голом вассере. Объем поступивших прямых иностранных инвестиций за последние два летних месяца практически не изменился.
В связи с тем, что инвестиции к нам идти не хотят, власти, по данным Naviny.by, работают в настоящее время над изменением делового климата. Как удалось выяснить Naviny.by, к середине октября на стол правительства должен лечь проект плана мероприятий «по совершенствованию инвестиционного и делового климата».
Кроме этого, органы госуправления к этому сроку должны доработать проект Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций. В общем, власти хотят изменить существующий деловой и инвестиционный климат. Вопрос в том, стоит ли ждать каких-то кардинальных изменений?
По информации Naviny.by, некоторые госорганы предлагают внести изменения в систему налогообложения (снизить НДС, отчисления в ФСЗН за счет распределения нагрузки между нанимателями и наемными работниками). Кроме этого, речь идет о том, чтобы снизить налог на прибыль. Все это неплохо: перечисленные налоги и платежи в ФСЗН в Беларуси выше, чем в России и Казахстане, с которыми мы собираемся создавать Единое экономическое пространство.
Но достаточно ли будет снижения фискальной нагрузки, чтобы в страну пошли иностранные инвестиции?
Инвесторы боятся белорусских порядков
Участники инвестиционного поля говорят о том, что система налогообложения, действующая в Беларусь, не так уж сильно и смущает иностранных инвесторов.
«Система налогообложения не является большим препятствием для привлечения иностранных инвестиций», — говорит директор департамента инвестиций инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов.
По его словам, инвесторов больше смущает конкуренция с госсектором, который в Беларуси доминирует. «Чтобы иностранные инвесторы вкладывали значительные ресурсы в нашу страну, необходимо, чтобы рос частный сектор. В нашей стране доля частного сектора может расти за счет приватизации, а также за счет создания новых частных предприятий», — подчеркнул в беседе с корреспондентом Naviny.by Роман Осипов.
Однако больших подвижек в приватизации мы не видим. Что же касается участия иностранных инвесторов в создании новых производств на территории Беларуси, то в этом направлении бизнесу оказываются значительные препоны.
«Мы на сегодняшний день имеем большое количество инвестиционных проектов, которые предусматривают также участие иностранных инвесторов. Однако под реализацию таких проектов необходимы земельные участки, либо приемлемые производственные помещения. С получением того и другого в Минске и в Минском районе сегодня большие проблемы. В исполкомах заявляют, что свободных участков нет, а государственные предприятия не хотят отказываться от неэффективно используемых объектов», — заявил сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, выступая в минувшую пятницу на круглом столе, который проводил портал BEL.BIZ.
Еще одна существенная проблема для бизнеса, говорит он, — проверки. Руководители других бизнес-ассоциаций подтверждают, что, несмотря на попытки реформировать контрольную деятельность, мало что изменилось.
«На два предприятия пришла проверка под видом мониторинга охраны труда, — рассказывает директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Жанна Тарасевич. — Однако по итогам этого мониторинга до предприятий довели требование «обязательно представить предложения по устранению замечаний» и «наказать виновных за выявленные нарушения». Так какой же это мониторинг?! Проблема в том, что в нашей стране подменяются понятия — проверку называем мониторингом, а лицензирование сертификацией».
Чтобы изменить перечисленные негативные проявления белорусского бизнес-климата, необходимы качественные изменения.
Предложения же органов госуправления, с которыми ознакомилась интернет-газета Naviny.by, создают впечатление, что правительство собирается решать не качественные проблемы бизнес-климата (путем увеличения удельного веса частного бизнеса в экономике, исключения административного давления), а выполнять давнее поручение президента, суть которого — попасть в 30-ку ведущих стран по условиям ведения бизнеса (в рейтинге Doing Business).
При этом забывается о том, что повышение позиций Беларуси в этом рейтинге ранее так и не привело к заметному увеличению притока иностранных инвестиций в нашу страну. Тут есть простое объяснение: с количественными параметрами бизнес-климата, которые учитывает рейтинг, белорусские чиновники справляются намного лучше, чем с качественными.