Всемирный банк предлагает властям Беларуси варианты повышения эффективности государственных расходов. Они сформулированы в презентованном 1 ноября в Минске докладе ВБ «Обзор государственных расходов в Республике Беларусь: Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста».
«Несмотря на значительную консолидацию бюджета, предпринятую за последние три года, расходы государственного сектора по-прежнему составляют около 44% ВВП, что примерно на 3 процентных пункта превышает средний показатель по региону и почти на 5% выше, чем в странах с аналогичным уровнем доходов на душу населения. Обусловленные этим размер и структура налоговой нагрузки ослабляют конкурентоспособность экономики», — отметила Галина Андронова-Винселетт, старший экономист ВБ и руководитель группы экспертов по подготовке доклада.
По ее словам, в дальнейшем необходимы комплексные реформы бюджетно-налоговой сферы, охватывающие структуру как расходов, так и доходов.
В докладе представлены рекомендации в отношении необходимых преобразований по отдельным направлениям бюджета, а именно в сфере пенсионного обеспечения, социальной защиты, энергетических услуг, в области сельского хозяйства, а также предложены варианты реформ, которые могут обеспечить ежегодную экономию бюджетных средств в объеме до 4% ВВП, пишет БелаПАН.
ВБ, в частности, рекомендует ужесточение бюджетных ограничений в секторе сельского хозяйства. Отмечается, что нереформированное и неэффективно функционирующее сельское хозяйство является бременем для бюджета. Удельный вес сектора в ВВП составляет 8%; при этом он получает до 5% ВВП в виде господдержки. Сектор является в значительной мере нерентабельным и характеризуется наличием предприятий со стремительно растущим уровнем задолженности, что создает значительные фискальные риски. Программа реформирования сельского хозяйства требует реализации совокупности взаимосвязанных фискальных и структурных реформ, включая сокращение господдержки и субсидирования отрасли.
По данным ВБ, бюджетные расходы в результате заниженных энергетических тарифов составляют около 2% ВВП. В связи с этим ВБ выступает против энергетических субсидий, которые являются «в значительной степени несправедливыми, снижают стимулы для повышения энергоэффективности и лишают сектор тех финансовых средств, которые необходимы для инвестиций и осуществления текущих мероприятий по техническому обслуживанию».
ВБ также предлагает повысить адресную направленность расходов на социальную помощь, общий объем расходов на которую составляет 2,7% ВВП при охвате почти половины населения страны. Однако значительную часть пособий получают домашние хозяйства, которые не являются малообеспеченными. В системе социальной помощи необходимо перераспределение средств от неадресных на адресные программы, считают эксперты.
По их мнению, старение населения будет увеличивать нагрузку на пенсионную систему Беларуси. Вследствие этого, согласно прогнозам, уже в 2014 году профицит бюджета пенсионного фонда сменится структурным дефицитом. Основной задачей пенсионной системы в Беларуси является сохранение финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе в контексте прогнозируемых демографических изменений. Основными мерами по реформированию являются повышение пенсионного возраста, замена индексации пенсий в связи с ростом заработной платы на индексацию в связи с ростом цен, снижение ставок взносов и введение условно-накопительных счетов.