Правительство ломает голову над непростой задачей, поставленной главой государства. Рост показателей в будущем году нужно продемонстрировать, а достаточных средств, чтобы профинансировать рост, нет. Но проблема не только в этом. В будущем году резко возрастают платежи Беларуси по внешнему долгу. Вот и возникает вопрос: если все деньги направить на достижение экономического роста, то как платить по долгам?
Долгов вдвое больше, чем резервов
По последним данным Минфина, государственный долг Беларуси по состоянию на 1 октября составил 68,6 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с началом года более чем на 38 трлн. рублей. Рост величины госдолга объясняется девальвацией, в результате которой валютные обязательства Беларуси были переоценены по новому курсу.
В структуре госдолга внутренние обязательства белорусского правительства невелики, на их долю приходится 4,82 трлн. рублей.
Основной госдолг Беларуси — внешний, он составляет 11,3 млрд. долларов (по курсу на начало октября — 63,8 трлн. рублей). В долларовом выражении внешний госдолг Беларуси вырос по сравнению с началом года на 1,8 млрд. долларов. Увеличение внешнего госдолга связано, главным образом, с получением 800 млн. долларов от размещения еврооблигаций в январе 2011-го года, а также с привлечением 800 млн. долларов у Антикризисного фонда ЕврАзЭС в июне 2011 года.
Уже с 2012 года Беларуси придется тратить много средств для обслуживания своего внешнего долга. В 2009-2011 гг. платежи по долгам были не очень большими. Однако долговая нагрузка растет. В 2009-м на обслуживание внешнего госдолга было направлено около 270 млн. долларов, в текущем году платежи по внешнему госдолгу составят более 620 млн. долларов.
А дальше — больше. Как удалось выяснить интернет-газете Naviny.by, в 2012-м Беларуси придется направить на погашение внешнего госдолга более 1,6 млрд. долларов, в 2013-м и в 2014-м — более трех (!) миллиардов долларов ежегодно!
Платежи Беларуси по внешнему госдолгу в 2011 — 2014 гг. (в млн. долларов)
Следует отметить, что помимо обязательств правительства присутствуют еще и валютные обязательства Национального банка. Речь идет о той задолженности, которую имеет центральный банк перед коммерческими банками. Председатель Нацбанка Надежда Ермакова сообщила в октябре, что 3,5 млрд. долларов в составе золотовалютных резервов — это валютные обязательства центрального банка перед коммерческими банками.
По данным Naviny.by, основной объем валютных ресурсов Нацбанк (через обмен депозитами) привлек у коммерческих банков на срок от одного до трех лет. С учетом, что значительная часть этих средств поступила в Нацбанк в 2010-м, возвращать их придется уже в самые ближайшие годы.
Недавнее заявления первого заместителя председателя Нацбанка Юрия Алымова дает четкое представление о размере долговых обязательств, которые сегодня имеют правительство и Нацбанк.
«В 2012-2014 годы платежи правительства и Национального банка по внешним и внутренним обязательствам в иностранной валюте составят 8,9 млрд. долларов. Необходимость своевременного исполнения обязательств в условиях низкого уровня золотовалютных резервов требует принятия незамедлительных мер по их наращиванию», — сообщил 8 ноября на заседании Совета министров Юрий Алымов.
В настоящее время (по состоянию на 1 ноября) золотовалютные резервы Беларуси составляют 4,63 млрд. долларов. Очевидно, что платежи государства по долгам в предстоящие годы почти в два раза превышают текущий размер золотовалютных резервов.
Рост ВВП противоречит росту ЗВР
Чтобы нормально пройти пик платежей по внешнему долгу, правительство как раз и предлагало высшему руководству страны направить в 2012 году дополнительные доходы государства для увеличения золотовалютных резервов страны. По ноябрьским расчетам правительства, приток средств от приватизации (2,5 млрд. долларов), траншей Антикризисного фонда ЕврАзЭС (880 млн. долларов), ожидаемое снижение цены на газ (экономия — 1,5 млрд. долларов) позволили бы увеличить ЗВР в 2012 году на 5 млрд. долларов.
Все бы хорошо, но Александр Лукашенко поручил 10 ноября правительству направить в 2012 году все усилия на выполнение пятилетней программы социально-экономического развития, одобренной Всебелорусским народным собранием. Программа та предусматривает рост ВВП за пятилетку на 62-68% (не менее чем на 10% ежегодно).
Вместе с тем, расчеты правительства показывают, что выполнить одновременно две задачи (рост ЗВР и рост ВВП) в 2012 году невозможно — нет у страны необходимых ресурсов. По мнению экспертов в госорганах, если пойти по пути экономического роста, то возникают риски роста инфляции и дальнейшей девальвации белорусского рубля.
В то же время, если средства от приватизации, займы, экономию от снижения цен на газ направить в состав золотовалютных резервов, то это создаст базу для погашения внешнего госдолга в 2012-2014 годы, считают в правительстве.
Независимые эксперты разделяют такое мнению и считают, что в будущем году необходимо полностью сконцентрироваться на росте золотовалютных резервов.
«Чтобы спокойно пройти пик платежей по внешнему долгу, необходимо значительно увеличить размер ЗВР и тем самым создать «подушку безопасности». Очевидно, что тех резервов, которые мы имеем сегодня, недостаточно для выполнения нами внешних обязательств», — подчеркивает аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.byАлександр Муха.
Следует отметить, что одним из приоритетов в деятельности Минфина сегодня как раз и является своевременное выполнение обязательств по внешнему госдолгу. Несвоевременное внесение платежей по внешнему госдолгу, убежден Александр Муха, чревато рядом негативных последствий для инвестиционной привлекательности страны.
«Трудности с обслуживанием внешних обязательств могут существенно ухудшить положение Беларуси в глазах кредиторов», — подчеркивает эксперт.
В правительстве такие риски также понимают и поэтому пекутся за наличие у страны резервов, которые бы и позволили своевременно платить по долгам. Беспокойство за платежеспособность страны, а также стремление сократить инфляцию, погасить девальвационные процессы — основные мотивы, которыми руководствовалось правительство при разработке макроэкономической политики на 2012 год.
Поручение президента достичь высоких темпов роста ВВП в будущем году поставило правительство в двусмысленное положение. Можно, конечно, выполнить поручение, но кто будет потом отвечать за разбитые горшки?