Что тормозит продвижение отечественных товаров на европейские рынки?. 21.by

Что тормозит продвижение отечественных товаров на европейские рынки?

16.11.2011 10:34 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Что тормозит продвижение отечественных товаров на европейские рынки?

Рэспубліка
Экспорт — дело тонкое, утверждают специалисты. Ведь чтобы продукция покупалась за рубежом, потребителя необходимо заинтересовать качеством и безопасностью реализуемых товаров. И если в первом случае бренд "Белорусские продукты" уже успел завоевать доверие, то за второе отвечает производитель. Но проблема в том, что играть белорусским компаниям приходится на чужой территории, где зачастую нормы и стандарты отличаются от "домашних".

Без создания и сертификации систем управления, обеспечивающих высокий уровень контроля качества, не обойтись. Ведь плохая "подготовка" в противном случае чревата финансовыми затратами и плохой репутацией. Ожидается, что к 2015 году экспорт продовольствия будет приносить стране $ 7 млрд. А значит, придется соответствовать условиям внешних рынков.

Традиционно Беларусь больше всего реализует за границу молочных и мясных продуктов. С одной стороны, это повод для гордости: доступ в торговые точки соседей получить не так уж и легко, но с другой — экспортеры попадают в своеобразную зависимость от колебаний рынка. Вспомнить хотя бы "молочную войну", развернувшуюся летом 2009 года, когда из-за несоответствий внутренних и внешних стандартов белорусские производители потеряли порядка $ 1 млрд. И даже "перегонка" молока в сухое состояние не спасала положение. К тому же белорусским молочникам пришлось экстренно искать другие рынки сбыта.

"Как только в России принимаются новые технические регламенты, новые нормативы, мы не всегда за ними успеваем и ставим под угрозу наши экспортные возможности, — говорит руководитель реализуемой в нашей стране программы Международной финансовой корпорации (IFC) "Безопасность пищевой продукции в Республике Беларусь" Ольга Щербина. — Поэтому уже сейчас необходимо сотрудничать с другими странами".

Перспективный рынок, по мнению специалиста, — это государства Евросоюза — 27 стран, почти 500 млн потребителей. И не надо отмахиваться, что, мол, там нас не ждут. Жители Старого Света заинтересованы в сочетании качества и натуральности продуктов, чем может похвастаться отечественная перерабатывающая отрасль. Однако к настоящему моменту лишь около десяти белорусских предприятий пищевой промышленности могут экспортировать продукцию в ЕС. Но ни мяса, ни молока в этом перечне нет — продукцию животного происхождения попросту не пропустят через границу, ведь она, согласно европейским стандартам, должна иметь обязательное подтверждение о безопасности. Так что пока на Запад отправляются безалкогольные и алкогольные напитки, кондитерские изделия, рыбные консервы.

Похоже, рынок ЕС пока мало интересует отечественных производителей. Да и их осведомленность в тамошних нормах тоже оставляет желать лучшего. "Вначале стоит оговориться: в Беларуси 69 % малых перерабатывающих предприятий и лишь 17 % крупных. Однако именно они производят большую часть всей продукции, — рассказывает Ольга Щербина. — Мы опросили технологов и заместителей по производству 170 компаний-переработчиков как государственных, так и частных, крупных и малых. Только 60 % осведомлены о таком современном и популярном стандарте, как HAССP. При этом 250 из 800 получили соответствующий сертификат — зачастую, чтобы перестраховаться при продвижении на российском рынке". Ведь стандарт позволяет предупреждать и своевременно устранять несоответствия норме в технологической цепочке. Выборочный контроль уже готовой продукции, по мнению специалистов, не гарантирует такой безопасности.

Переход на новую систему контроля да и на те, куда входят принципы HACCP, например ISO 22000, стоит недешево — примерно $ 20 тыс., все зависит от состояния предприятия. Потому что порой для получения сертификата необходимо модернизировать производство, и существенно. "Но в результате спрос на продукцию такого предприятия сразу же растет. Взять предприятие в Старых Дорогах, занимающееся экспортом дикорастущих ягод и грибов. После сертификации объем продаваемой в Европу валовой продукции сразу же увеличился в 6,5 раза", — замечает руководитель агропищевого сектора Бюро "Веритас" Анатолий Звон.

Специалист замечает: наличие "бумажки" о безопасности продукта позволяет работать без посредников, напрямую с розничными сетями. В той же Украине, дабы не возиться с жалобами потребителей и рекламациями, случись порча товара, представители ритейла выезжают на предприятие, имеющее сертификат безопасности, сами проводят проверку, заключают договоры о поставках на определенный срок. В белорусской рознице тот же HACCP пока никто не требует — в противном случае, как рассказали в одном из крупнейших гипермаркетов столицы, они "могут потерять 90 % своих поставщиков". Тем не менее наличие подобного сертификата приветствуется.

При наличии сертифицированных систем стоимость компании вырастает на 15—20 %, рассказывает Анатолий Звон. А вместе с ней и инвестиционная привлекательность. В частности, Международная финансовая корпорация планирует вложить $ 10 млн в белорусскую пищевую промышленность, но только после завершения в 2013 году программы "Безопасность пищевой продукции в Республике Беларусь". "Агробизнес — одно из ключевых направлений, куда нам сейчас интересно инвестировать. Но для этого необходимо, чтобы предприятия были частными и ввели систему HACCP. Кроме того, снизятся административные затраты в экономике страны на $ 36 млн в результате повышения эффективности законодательной и контролирующей систем, а экспортные возможности производителей расширятся", — делится планами Ольга Щербина. 
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Экспорт — дело тонкое, утверждают специалисты. Ведь чтобы продукция покупалась за рубежом, потребителя необходимо заинтересовать качеством и безопасностью...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика