Вопрос развития рейтинговой деятельности в стране оказался в поле зрения правительства и Нацбанка. По решению премьер-министра и главы Нацбанка сформирована межведомственная комиссия, которой и поручено заниматься рейтинговой темой. Члены комиссии высказывают мнение, что агентство, которое будет присваивать белорусским компаниям рейтинги по национальной шкале, не должно быть государственным. Как будет на самом деле — посмотрим. Многое зависит от того, зачем государству понадобилось поднимать рейтинговый вопрос.
Страновые риски оставят в стороне
Межведомственная комиссия, согласно постановлению № 1725/24 от 22 декабря 2011 г., сформирована «в целях создания и обеспечения полноценного функционирования» в Беларуси «системы присвоения рейтингов по национальной шкале».
Как именно эта система будет работать, какие рейтинговые агентства будет включать, пока непонятно. Из постановления вытекает лишь, что те агентства, которые станут присваивать рейтинги по национальной шкале, будут проходить аккредитацию. Плюс к этому в постановлении говорится о том, что в будущем будет определен госорган, который займется регулированием рейтинговой деятельности.
Подробности функционирования национальной рейтинговой системы станут известны позже. «К настоящему времени первое заседание межведомственной комиссии еще не состоялось», — сообщил Naviny.by один из членов созданной комиссии. При этом он отметил, что присвоение рейтингов по национальной шкале позволит оценить кредитоспособность белорусских компаний, исключив из области оценки страновые риски.
На примере белорусских банков хорошо видно, что страновые риски тянут вниз их рейтинги. Международные рейтинговые агентства (Moody’s, Standard&Poor’s) на фоне финансово-экономического кризиса в Беларуси понижали в 2011 году рейтинги белорусским банкам только потому, что снижался суверенный рейтинг нашей страны. Хотя финансовое положение самих банков оставалось достаточно устойчивым.
Аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха констатирует, что суверенный рейтинг Беларуси сегодня опустился довольно низко.
«Рейтинговое агентство Standard & Poor’s, к примеру, в 2011 году снизило суверенный кредитный рейтинг Беларуси в иностранной валюте до «B-». Как следствие, по уровню кредитного рейтинга наша республика находится сегодня в одной группе с такими странами, как Белиз, Эквадор, Гренада, Ямайка и Пакистан», — констатирует Александр Муха.
В общем, рассчитывать, что международные рейтинговые агентства поднимут кредитный рейтинг белорусских банков, «привязанный» к суверенному рейтингу, нет оснований.
Однако, в отличие от международных, рейтинг по национальной шкале (национальный рейтинг) не увязан со страновым рейтингом. «Национальные рейтинги предназначены в основном для внутренних инвесторов и поэтому не учитывают страновые риски», — отмечает Александр Муха.
Поэтому даже в случае низкого суверенного рейтинга компания может получить высокий национальный рейтинг (в случае, конечно, если финансовые показатели деятельности будут соответствующими). С этой точки зрения развитие системы национальных рейтингов может позволить более объективно оценить финансовое состояние корпоративного сектора.
Другой вопрос, кто национальные рейтинги будет присваивать.
Какую «контору» назовут рейтинговым агентством?
Наблюдатели уверены, что если для присвоения рейтингов по национальной шкале будет создано государственное агентство, то доверия к таким рейтингам не будет.
«Стоит создать, может быть, белорусско-российско-казахстанское рейтинговое агентство, которое будет пользоваться авторитетом на территории всего Единого экономического пространства. Если мы будем создавать государственное рейтинговое агентство, то оно будет считаться ангажированным, и оценкам такой компании особо доверять не будут», — подчеркнул в интервью Naviny.by член межведомственной комиссии, созданной по решению правительства.
Разделяет такое мнение и Александр Муха.
«Целесообразно привлекать в нашу страну известные международные рейтинговые агентства, чтобы они открывали свои офисы и, как Moody’s в России, присваивали рейтинги по национальной шкале. Может быть, стоит пойти на создание на территории Беларуси рейтинговых агентств в виде совместных (скажем, белорусско-российских) предприятий, оценкам которых будут доверять в ЕЭП. Наверное, существует соблазн создать и государственное рейтинговое агентство, чтобы рейтинги белорусских компаний сделать повыше, но я сомневаюсь, что такие рейтинговые оценки будут востребованы», — говорит финансовый аналитик.
Можно предположить, что национальные рейтинги будут ровно такими, какими захочет (согласится) их видеть государство.
В 2011 году белорусское руководство активно критиковало международные рейтинговые агентства за те оценки, которые присваивались Беларуси. Александр Лукашенко был категорически не согласен с оценками рейтингового агентства Standard & Poor’s, которое понижало на фоне неблагоприятной экономической ситуации рейтинги Беларуси.
«Это одна и та же контора, из одной и той же банды, которая хотела бы, чтобы мы порезали на куски страну и подешевле кому-то отдали. Поэтому, ну оценили, ну и на здоровье», — прокомментировал в октябре 2011 г. Александр Лукашенко решение международного агентства Standard & Poor’s снизить рейтинг Беларуси.
Рейтинги по национальной шкале, которые, повторимся, не учитывают уровень страновых рисков, будут, безусловно, выше тех оценок, которые давали белорусским компаниям (банкам) международные агентства. Вопрос в том, насколько эти рейтинги будут приемлемы для руководства Беларуси. Если национальные рейтинги не понравятся, наказать рейтинговые агентства не составит труда. Постановление № 1725/24 предполагает, что рейтинговые агентства должны будут проходить аккредитацию.