В 2012 году правительство рассчитывает получить от продажи госсобственности 2,5 млрд. долларов. Это — одно из условий предоставления Беларуси кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 3 млрд. долларов. Однако выполнить его будет непросто, считают аналитики. Во-первых, многие инвесторы считают стоимость белорусских предприятий необоснованно завышенной. Во-вторых, бизнес-климат в Беларуси по-прежнему оставляет желать лучшего, а экономическое законодательство нестабильно.
Так, например, в минувшем году сорвалась крупная сделка по продаже 51% принадлежащих государству акций белорусско-российского предприятия «Мобильные ТелеСистемы» (МТС).
На них претендовала российская компания МТС, велись переговоры, но в результате россиян не устроила запрашиваемая цена — 1 млрд. долларов.
После этого в Минске заявили, что госпакет акций сотового оператора будет выставлен на аукцион. Торги, однако, уже дважды переносились: предложения потенциальных покупателей не соответствовали аппетитам белорусской стороны.
Тем не менее, правительство не намерено снижать обозначенную цену. Покупателя госактивов планируется определить до конца января.
Между тем, как отмечают специалисты, серьезные инвесторы при определении стоимости, как правило, предлагают цену, максимально приближенную к реальной. Такой покупатель тщательно анализирует и официальную информацию об интересующем его предприятии, и слухи. Поэтому цена, на которую он ориентируется, адекватно отражает состояние ОАО.
Белорусская госсобственность пока продается с большим скрипом. Итоги реализации плана приватизации на 2011 год официально еще не подведены, но, как признал в конце декабря глава Госкомитета по имуществу Георгий Кузнецов, «большой та сумма, которую мы получили, не будет».
«Помимо «Белтрансгаза», пакет которого был продан за 2,5 миллиарда долларов, мы продавали в основном «мелочевку», — признал чиновник.
На начало декабря, по данным Госкомимущества, были проданы всего 38 открытых акционерных обществ (ОАО) из запланированных 180. Выручка от продажи госактивов составила порядка 170 млрд. белорусских рублей (около 20 млн. 230 тыс. долларов по нынешнему курсу Нацбанка) вместо запланированных 1,3 трлн. рублей.
Несмотря на это, Кузнецов подчеркнул: планы по приватизации в 2012 году объектов госсобственности на 2,5 млрд. долларов неизменны. Какие именно крупные активы, помимо СООО «МТС», будут предложены к приватизации, пока не определено.
В 2011 году на продажу выставлялись, как правило, небольшие предприятия с численностью работников до 500 человек, сообщил первый зампредседателя Госкомимущества Сергей Пятков на декабрьской конференции «Приватизация в Беларуси 2011-2013: возможности для инвестирования» в Минске.
«Хотя пакеты акций были внушительные, от 30% до почти 100%. Их реальная стоимость варьировалась от 1 до 40 млрд. рублей», — добавил чиновник.
Продавались в основном акции предприятий Министерства промышленности, Минэнерго, Минстройархитектуры и концерна «Беллесбумпром».
Основными покупателями ОАО в минувшем году стали резиденты Беларуси. Лишь несколько объектов, по данным Госкомимущества, были приобретены российским бизнесом.
Что касается иностранных инвесторов, то для их привлечения Министерством экономики Беларуси разработана целая стратегия на период до 2015 года.
В ней «ключевой предпосылкой для прихода в республику иностранных компаний» называется «реформирование отношений собственности», а также «активное использование механизма частно-государственного партнерства, который пока не задействован».
Независимые эксперты, в свою очередь, отмечают: подобные стратегии разрабатываются едва ли не ежегодно, но толку от них пока мало.
«Говоря о важности привлечения стратегических иностранных инвесторов, правительство игнорирует свой национальный бизнес. Охота на «стратегического инвестора» унизительна для страны, когда собственные бизнесмены вынуждены уезжать в Россию, Украину, Польшу или вообще отказываться от предпринимательства», — считает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
Вместе с тем, по словам экономиста, белорусские бизнесмены лучше иностранных знают свою страну, ориентируются не только в национальном административно-правовом поле, но и в тенденциях мирового рынка.
«Их не нужно учить бизнесу. Им нужно дать экономическую свободу, собственность и гарантии независимого суда. Для тысяч белорусских бизнесменов, которые в тяжелейших условиях сумели заработать многомиллионные долларовые капиталы и бизнесы, Беларусь — родина, а не просто очередная территория для включения в производственную или сбытовую сеть», — подчеркивает Романчук.
Серьезным препятствием для привлечения в белорусскую экономику инвесторов — как зарубежных, так и отечественных — является активное вмешательство государства в частный бизнес.
Наиболее опытные инвесторы, знающие об особенностях приватизации по-белорусски, пытаются застраховать себя изначально, на этапе заключения сделок.
Так, в частности, поступил российский монополист «Газпром» при покупке второй половины акций ОАО «Белтрансгаз».
Документ, подробности которого попали в СМИ, предусматривает, что «Газпром» вправе требовать, чтобы Беларусь выкупила «трубу» за 5 млрд. долларов в случае неисполнения ею соглашения о купле-продаже акций и дальнейшей деятельности «Белтрансгаза».
Среди таких условий — неиспользование белорусской стороной особого права («золотой акции») по управлению ОАО «Белтрансгаз», которое бы ущемляло права акционеров «Белтрансгаза», а также неизменность условий пользования земельными участками под объектами недвижимого имущества белорусского участка газопровода Ямал — Европа в соответствии с законодательством Беларуси, действующим на дату подписания соглашения.
Здесь следует учесть, что «Газпром» — инвестор особенный, и не факт, что белорусское правительство заключило бы сделку на подобных условиях с другой компанией.
Экспертов настораживают факты, когда победители аукционов по продаже госпакетов акций ОАО впоследствии отказывались от сделок, несмотря на выплату крупных задатков.
Так, по информации Госкомимущества, компания «Морозпродукт» (город Марьина Горка Минской области) отказалась заключать договор купли-продажи 99% акций ОАО «Пуховичский пищекомбинат» за 12,573 млрд. рублей. Задаток, перечисленный «Морозпродуктом» в доход республиканского бюджета, составил 1,2 млрд. рублей.
Еще одна компания, минское ООО «Лидеринвест», отказалась заплатить 284,9 млн. рублей за 30% акций ОАО «Борисовский инструментальный завод», и Госкомимущество вынуждено было расторгнуть договор купли-продажи. Задаток, выплаченный «Лидеринвестом», составил 28,5 млн. рублей.
Не исключено, что в данных случаях потенциальным покупателям пришлось столкнуться с особенностями белорусской приватизации.
Особенности состоят в стремлении контролировать работу проданных, уже частных предприятий, а также в навязывании новым владельцам ряда дополнительных условий.
По мнению минского экономиста Сергея Чалого, это говорит о том, что власти мыслят старыми категориями.
С одной стороны, отмечает эксперт, правительство понимает, что без прихода на рынок частного инвестора и реформирования госсобственности экономика задыхается. С другой — государство морально не готово расстаться со своей собственностью.
При этом инвесторам выставляются порой абсурдные условия — например, сохранение на купленном предприятии существующего уровня занятости.
«Это требование само по себе нелепо, если учитывать, что в нашей экономике избыточная занятость, и мы продаем предприятия для улучшения финансового положения», — считает Чалый.
Аналитики подчеркивают: правительство не должно вмешиваться в действия инвесторов. Бизнесмен, купивший предприятие, должен самостоятельно определять направление его деятельности, объем инвестиций, а также распоряжаться полученной прибылью и решать, в какие проекты вкладывать деньги.
Пока белорусские чиновники на всех уровнях этого не поймут, никакие планы и стратегии не принесут ожидаемого эффекта.