Январские успехи во внешней торговле (в кои-то веки сальдо положительное — 126 млн. долларов) дали властям небольшой повод для оптимизма. Минэкономики очень надеется, что в феврале положительная тенденция сохранится. При этом в министерстве уверены: экспортерам для поддержания конкурентоспобности не потребуется ослабление курса рубля. Эксперты же позицию Минэкономики не разделяют.
Прошлогодние девальвации позволили успешно выстрелить белорусскому экспорту, который по сравнению с 2010 годом вырос на 56%. При этом опережение темпов роста экспорта над темпами роста импорта на 27% стали рекордными для Беларуси. Рекордным оказался и прирост экспорта в стоимостном выражении — 46,6 млрд. долларов.
Между тем, по мнению начальника главного управления внешнеэкономической политики Министерства экономики Романа Бродова, девальвацию рубля нельзя считать основным фактором, который сыграл в пользу экспорта. Изменение курса рубля, отметил Бродов, сыграло важную роль, но не первостепенную. Об этом, по его словам, свидетельствует структура экспорта. «Основной прирост дали товары, которые мало зависимы от курса», — заявил Роман Бродов на брифинге в Минске.
Оценивая текущую ситуацию с изменением курса (по итогам прошедших 7 марта биржевых торгов курс рубля укрепился к трем основным валютам), Бродов подчеркнул: «Нельзя утверждать, что лишившись фактора девальвации, мы не сможем достичь поставленных целей во внешней торговле. Мы не делаем упор на ослабление рубля, когда говорим о наших планах по росту экспорта».
Согласно прогнозам, объем внешней торговли товарами в этом году должен вырасти до 89-90 млрд. долларов (рост к 2011 году на 6-6,5%), экспорт — до 44 млрд. долларов (рост на 11,8-12,5%). Объем внешней торговли товарами и услугами, как прогнозируется, вырастет до 98,4-98,8 млрд. долларов (рост на 6,3-6,8%). Сальдо внешней торговли товарами ожидается положительным на уровне 1,3-1,5 млрд. долларов.
Эксперты между тем считают, что в Минэкономики принизили фактор влияния девальвации на успехи во внешней торговле, а Нацбанку не стоит отказываться от ослабления курса рубля.
«Рыночный курс рубля остановился примерно на уровне 8200. То есть за полгода с момента выхода на единую сессию рубль укрепился всего на 400 рублей. По сравнению с тем, что произошло в 2011 году, можно сказать, что это незначительное укрепление. Можно сказать, что рубль остается слабым относительно доллара», — отметил аналитик Forex Club в Беларуси Валерий Полховский.
Именно этим факторов эксперт и объясняет сдвиги по внешней торговле в январе. «Иметь положительное сальдо в январе — нехарактерное явление. Это следствие того, что рубль остается достаточно слабым и все равно поддерживает наших экспортеров», — добавил эксперт.
Однако, полагает Валерий Полховский, ситуация начнет меняться в другую сторону. Если инфляция будет сохраняться на текущем уровне, то со временем будет укрепляться и реальный обменный курс рубля. Но в долгосрочной перспективе это приведет к накоплению дисбалансов во внешнем секторе.
«Если курс рубля не будет ослабляться хотя бы на уровень инфляции, то в долгосрочной перспективе мы начнем наращивать дисбалансы во внешней торговле. И, мне кажется, Нацбанк мог бы поддерживать реальный обменный курс на низком уровне, корректировать на уровень инфляции. В этом нет ничего предосудительного. Крупнейшие банки мира зачастую прибегает к такой политике. Банк Японии никого не стесняется и выходит на рынок с интервенциями, если укрепляется йена. Нам это позволит продлить положительный эффект, который получили экспортеры в прошлом году вследствие девальвации. Это один из инструментов, который помог бы поддерживать макроэкономическую стабильность», — отметил аналитик.
Однако Минэкономики считает, что ставку надо делать на другие инструменты. По словам Романа Бродова, фундаментом в достижении установленных параметров во внешней торговле должны стать меры по сокращению внутреннего спроса, подкрепленные соответствующей денежно-кредитной политикой.
Особое внимание, по его словам, должно быть уделено институту внешнего экспортного кредитования. «Эффективность использования этого инструмента пока незначительна, но имеет значительный потенциал», — отметил Роман Бродов.
Видимо, в правительстве действительно придают значение этому инструменту. На этой неделе президент подписал указ № 126, которым как раз регламентируется выдача банками экспортных кредитов.
Документ, в частности, предусматривает предоставление банками экспортных кредитов в белорусских рублях по процентной ставке в размере двух третьих ставки рефинансирования, компенсацию потерь банкам от предоставления экспортных кредитов в валюте предоставленного кредита.
Кроме того, в целях сокращения сроков выдачи экспортных кредитов указом определено, что компенсация потерь банкам от предоставления экспортных кредитов в размере, не превышающем 500 тыс. долларов в эквиваленте, будет производиться по решению Министерства финансов, принимаемому в порядке, установленном Советом министров.
По мнению финансового аналитика официального партнера «Альпари» в Минске Вадима Иосуба, этот документ, с одной стороны, может стимулировать экспорт, с другой — любое льготное финансирование имеет инфляционные последствия.
«Сбалансировать негативное влияние может экспортная выручка, если предприятию удастся увеличить выпуск экспортной продукции и объемы поставок на внешние рынки», — подчеркнул эксперт.