Реальный сектор. Реальный план. 21.by

Реальный сектор. Реальный план

27.03.2012 14:16 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Реальный сектор. Реальный план

  • Александр Обухович, специально для TUT.BY

 
Партнер рубрики
На прошедшем 21 марта в БНПА круглом столе, обсуждавшем правительственную Концепцию развития промышленности, представитель Министерства экономики предложил мне направить в их адрес конспективно изложенные свои предложения по формированию промышленной политики государства. Поскольку уже делал (в первый раз – в 1997 году), и предложения где-то там терялись, я решил продублировать, выставив текст предложений в "Реальном секторе".

Концепция промышленной политики Республики Беларусь

1. Общие принципы

Национальная экономическая политика – программа мер по развитию страны и ее экономики, демократическим путем избранная гражданами страны на конкретный период. Смена национальной экономической политики (по объективным или субъективным причинам – безразлично) – основание для проведения досрочных выборов или референдума.

Национальная промышленная политика как часть национальной экономической политики — комплекс мер государственного регулирования экономических процессов на отраслевом и корпоративном уровне, направленный на стимулирование экономического роста и повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Выбор мер государственного регулирования ограничен как рыночным характером нашей экономики (возможной реакцией рынков, внутреннего и внешнего), так и действующими межправительственными соглашениями, включая соглашения по ЕЭП и, в перспективе, по ВТО.

Экономика Беларуси слишком мала, чтобы в большинстве отраслей определять ситуацию на рынках. Нам необходимо адаптироваться к свободному перемещению товаров, трудовых ресурсов и капиталов в рамках ЕЭП. Принципы рыночной экономики требуют свободного межотраслевого и внутриотраслевого перетока капитала в зависимости от этой ситуации. В секторе нашей экономики с участием государственного капитала с целью выравнивания юридического статуса предприятий с партнерами по ЕЭП необходим переход от управления предприятиями к управлению капиталом.

2. Принципы управления

Управление государственным капиталом на правах собственника осуществляет Государственный комитет, подчиненный непосредственно президенту РБ (Госимущества).

Управление государственным капиталом на конкретном хозяйствующем субъекте осуществлять на основании договора доверительного управления. Договор доверительного управления может быть заключен как с физическим лицом (директором), так и с любым юридическим лицом. Как правило, договор должен предусматривать неуменьшение государственного капитала, вложенного в данный хозяйствующий субъект. Проверка соответствия отчетных данных фактическому состоянию дел должна проводиться регулярно (как правило, одновременно с налоговой проверкой) и сравнению подлежат данные, полученные по одной и той же методике.

Прибыль от государственного капитала принадлежит государству (если иное не предусмотрено Законом о бюджете) и должна ежеквартально перечисляться на специальный счет в НБ РБ. В договоре доверительного управления может быть предусмотрено перечисление фиксированной прибыли с направлением части дополнительной прибыли на поощрение директора (управляющей компании) и трудового коллектива.

3. Инвестиционная политика

Инвестициями признаются любые действия, приводящие к увеличению капитала хозяйствующего субъекта. Государственными инвестициями являются также оставление предприятию части прибыли, налоговые льготы и инвестиционные кредиты (в части недоперечисленной государству прибыли/части прибыли).

Государственные инвестиции осуществляются исключительно при наличии бизнес-плана, обоснованность которого подтверждена независимой экспертной оценкой фирм, входящих в реестр Госимущества. Инвестиции в предприятие с участием госкапитала других собственников осуществляются по согласованию с Госимущества.

Бизнес-план государственных инвестиций является неотъемлемой частью договора о доверительном управлении. Невыполнение бизнес-плана является достаточным основанием для расторжения договора.

4. Структурные реформы

В экономике Беларуси действуют крупные предприятия, выходящие на мировой и региональные рынки, средние специализированные предприятия, работающие в основном на рынках России и Украины, мелкие предприятия, работающие в отдельных рыночных нишах, предприятия, работающие в чужих цепочках добавленной стоимости.

Для крупных и средних предприятий при их модернизации необходимо:

- постановка на современном уровне техпроцесса (сегодня его нет даже на ряде ведущих предприятий машиностроения);

- рационализация производства с выносом на аутсорсинг всех недозагруженных и недостаточно технологичных производств;

- формирование товаропроводящих и сервисно-сбытовых сетей.

Обязательным предварительным условием является технический аудит крупных предприятий авторитетными западными (немецкими) экспертами, поскольку риск некачественных решений слишком велик.

Мероприятия по рационализации производства, как правило, весьма рентабельны и могут проводиться за счет кредитов. К освоению производства передаваемой на аутсорсинг продукции может быть привлечен частный белорусский и иностранный капитал.

Поскольку мероприятия по формированию сервисно-сбытовых сетей весьма затратны, основой их финансирования должно стать частно-государственное партнерство с партнерами на основных рынках сбыта. "На выходе" должно получиться предприятие, где контрольный пакет акций – у государства, а остальные – рассеяны по бизнес-партнерам из разных стран. Сохранение контрольного пакета необходимо, поскольку аутсорсинг при модернизации должен быть направлен внутрь республики.

Сложная задача – формирование на базе уже "убитых" предприятий на периферии современных малых высокотехнологичных узкоспециализированных предприятий. Набор таких разнопрофильных предприятий должен составлять производственную инфраструктуру страны. Наличие такой инфраструктуры – главное условие успеха импортозамещения.

Главная сложность – набор стартового пакета заказов, без наличия которого производство будет нерентабельно. (Для современного оборудования такой пакет достаточно велик.) Инженерно-техническое сопровождение может быть организовано и дистанционно через несколько инжиниринговых фирм, но без централизованного контроля аутсорсинга и гласной структуры промежуточного импорта набрать стартовый пакет проблематично.

На данном этапе развития мировых технологий целью является получить у нас следующую структуру обрабатывающей промышленности:

- в крупных городах

• головные конторы крупных и средних предприятий в составе управлений, КБ с опытным производством, сборочных линий;

• специализированные инжиниринговые фирмы по разработке конструкций, технологий и инженерной привязке производств;

• новые производства (иностранные, частные, инновационные и т.д.);

• торговые фирмы, обеспечивающие продвижение продукции белорусских предприятий на внешние рынки;

- в небольших городах

• предприятия и цеха, производящие узлы и изделия промышленной комплектации, технически несложные изделия;

• инструментальные производства;

• фирмы, обеспечивающие снабжение и по техническому обслуживанию сложного оборудования;

- в малых поселках

• небольшие предприятия, поставляющие в регион детали и узлы под заказ.

5. Организационно-технические мероприятия

Средством структурной модернизации производства должны стать отраслевые инжиниринговые фирмы (ОИФ), привлекающие по субподряду специализированные инжиниринговые и консалтинговые фирмы, частный белорусский и иностранный капитал.

Капитал ОИФ должен формироваться частью за счет выручки от приватизации, частью – за счет неиспользуемых основных фондов. Основным источником инвестиций для модернизации должны стать кредиты и частно-государственное партнерство.

Основными задачами ОИФ являются:

• модернизация структуры промышленности в отрасли. Частью за счет модернизации действующих предприятий, частью – за счет создания новых, работающих в тесной кооперации с действующими;

• проведение на предприятиях отрасли с участием госкапитала единой технической политики;

• организация импортозамещения;

• оптимизация использования или реализация неиспользуемого или недостаточно используемого государственного капитала.

Целью модернизации действующего предприятия является обеспечение его самодостаточности. Как в части капитализации, так и в части технического уровня и качества выпускаемой им продукции. Предприятия, прошедшие модернизацию, должны занимать устойчивые позиции на рынке и выпускать конкурентоспособную продукцию.

Предприятия, подлежащие коренной модернизации, должны быть переданы ОИФ в полное хозяйственное ведение по договору доверительного управления на конкретный срок с правом их реорганизации, продажи любой части их имущества, привлечения дополнительного капитала. Срок определяется бизнес-планом, утвержденным правительством по согласованию с Госимущества. После окончания срока работы ОИФ функции собственника на предприятии (или на капитал, сформированный в результате реорганизации предприятия) возвращаются Госимущества.

Предприятия, подлежащие частичной модернизации, работают с ОИФ на договорных основах.

Примечание. О приватизации.

Сама по себе приватизация, являющаяся лишь изменением формы государственного капитала, никакой проблемой не является.

Проблемами являются:

• направление выручки от приватизации на текущее потребление, что приводит к разбазариванию национального капитала;

• номенклатурная приватизация, когда продажа осуществляется по заведомо заниженной цене (пример – "Белвар");

• возможное исключение приватизируемого предприятия из технологических цепочек, связывающих его с другими белорусскими предприятиями, что может привести к необходимости больших дополнительных затрат на этих предприятиях.

Все три проблемы для нас сегодня актуальны. На фоне общего падения спроса на промышленные активы (что заставляет снижать цены), того, что правительство почти исключительно озабочено текущими проблемами (действительно тяжелыми, но – текущими), паники среди части нашей бюрократии ("успеть хапнуть, пока пришедшие россияне все не выкупили") последствия нашей приватизации могут быть еще тяжелее, чем в России. Поскольку у нас нет природной ренты на нефть и газ, способной хоть частично компенсировать населению последствия разграбления национального капитала. Наша проблема – не приватизация, а необходимость заставить национальный капитал работать на страну.

Обращаем ваше внимание, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.

Партнер рубрики:

FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года


 
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
  Партнер рубрики На прошедшем 21 марта в БНПА круглом столе, обсуждавшем правительственную Концепцию развития промышленности, представитель Министерства...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика