До вступления России в ВТО, которое ожидается в середине этого года, остаются считанные месяцы. В связи с этим в Таможенном союзе, куда входят Россия, Беларусь и Казахстан, снизятся ставки таможенных пошлин. По оценкам Всемирного банка, вступление во Всемирную торговую организацию принесет России существенные выгоды. А вот у Беларуси из-за вхождения России в ВТО появятся новые проблемы.
Для России вхождение во Всемирную торговую организацию — благо. При том что неизбежны некоторые бюджетные потери, связанные со снижением в рамках ВТО таможенных пошлин, выгоды окажутся существенно выше. По прогнозу Всемирного банка, присоединение к Всемирной торговой организации в течение ближайших трех лет будет приносить России ежегодно около 3,3% ВВП (или 49 млрд. долларов). В дальнейшем выгоды России от вступления в ВТО, по оценкам Всемирного банка, еще больше возрастут.
Как вхождение России в ВТО повлияет на Беларусь? Бывший премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, который сейчас является членом коллегии Евразийской экономической комиссии, в марте дал понять, что после вступления России в ВТО ставки таможенных пошлин на территории Таможенного союза изменятся.
«Все страны Таможенного союза будут принимать таможенные тарифы той страны, которая первой вступит в ВТО», — заявил Сидорский. Первой, понятно уже всем, вступит в ВТО Россия.
Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц уточняет, что теперь Беларуси придется выполнять тарифные обязательства, которые взяла на себя Россия перед ВТО.
«Обязательства России перед ВТО являются нормами, обязательными для выполнения всеми странами Таможенного союза. Мы попадаем в ситуацию, когда, не являясь членами ВТО, должны выполнять требования ВТО», — говорит Георгий Гриц.
Принимая условия ВТО, Россия согласовала с международной торговой организацией более низкие таможенные тарифы, чем те, которые действуют в Таможенном союзе.
По информации МИД Беларуси, «в отношении более 1000 позиций российские обязательства перед ВТО ниже действующих ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза на 7-15 процентных пунктов. Из них более 50 позиций — чувствительные для Республики Беларусь».
К этому стоит добавить, что, согласно данным белорусского МИД, «по 1500 позициям российские тарифные обязательства перед ВТО ниже действующих ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза на 4-6,5 процентных пунктов». Из них 160 товарных позиций — чувствительные для Беларуси.
Поэтому внешнеполитическое ведомство Беларуси прогнозирует «некоторое негативное влияние» после вступления России в ВТО для отдельных белорусских предприятий и категорий товаров, «иностранные аналоги которых будут допускаться в Таможенный союз на несколько более либеральных условиях».
Однако в наибольшей степени вступление России в ВТО может сказаться на белорусских экспортерах, которые работают в сфере машиностроения, в том числе — сельхозмашиностроения.
После вхождения России в ВТО сельхозтехника, а также грузовые автомобили будут пересекать границу Таможенного союза, облагаясь более низкими таможенными ставками. К примеру, пошлины на ввоз сельхозтехники в Россию после ее вступления в ВТО снизятся сразу с нынешних 15% до 10-5%. Это приведет к тому, что в Россию из стран ВТО станет поступать более дешевая сельхозтехника. Похожая ситуация по грузовым автомобилям.
«В России после ее вступления в ВТО ужесточится конкуренция. Конкурентоспособность нашей продукции по ценовому фактору на российском рынке снизится», — предполагает Георгий Гриц.
Плюс к этому, добавляет эксперт, существует риск, что компании из стран ВТО, которые придут на российский рынок, станут инициировать антидемпинговые расследования в отношении белорусской продукции.
«Наши меры господдержки производителей не соответствуют рынку ВТО. Фактически мы становимся уязвимыми на этом основании для антидемпинговых расследований, которые могут инициировать не только российские компании, но и производители из других стран ВТО, которые придут на рынок России», — говорит Георгий Гриц.
Ну и наконец — еще одна неприятная новость: защитить самостоятельно свои интересы белорусская сторона не сможет. Дело в том, что члены ВТО имеют доступ к механизму разрешения споров, который существует в рамках международной торговой организации. Вслед за Россией членом ВТО в 2012 году станет Казахстан. Таким образом, Беларусь, которая еще далека от вступления в торговую организацию, — единственная страна в ЕЭП, которая не будет иметь доступа к механизму разрешения споров в ВТО.
Этот печальный факт констатировал в декабре 2011 года премьер-министр Михаил Мясникович. «Оставаться вне рамок ВТО, когда наши партнеры по тройке ЕЭП будут ее полноправными членами, значит, по сути, жить по законам в ВТО без защиты от дискриминации со стороны третьих стран, права апелляции к защитным и судебным институтам организации», — заявил белорусский премьер.
В общем, конкуренция для белорусских производителей, особенно для экспортеров, после вступления России в ВТО серьезно возрастет. Вполне вероятно, что в новых условиях компании, присутствующие на российском рынке, захотят потеснить белорусских производителей. Что это означает для последних?
Взглянем на статистику. В 2011 году Беларусь поставила на экспорт 11 782 грузовых автомобиля, в том числе в Россию — более 9 тысяч; 6865 седельных тягачей, в том числе в Россию — 6251. На экспорт было также поставлено 57 224 трактора, в том числе в Россию — почти 30 тысяч. Как видим, на российский рынок приходиться львиная доля экспорта продукции белорусского машиностроения. Поэтому если конкуренты начнут вытеснять его предприятия с российского рынка, это будет ощутимым ударом.
В то же время, как полагает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая, вступление России в ВТО может подстегнуть реформы в реальном секторе белорусской экономики.
«У нашей экономики было мало вызовов, которые заставляли бы проводить реформы и повышать эффективность. Нас очень расслаблял российский рынок и дешевые энергоносители. Теперь, в связи с вступлением России в ВТО, и нам придется думать о повышении своей конкурентоспособности», — говорит Ирина Точицкая.
По мнению эксперта, ситуация, когда белорусские производители «будут чувствовать реальную конкуренцию», принципиально изменит условия хозяйствования для отечественных предприятий. Следовательно, государству придется думать над тем, как повысить их эффективность. Без реформ, которые сводятся к разгосударствлению предприятий, сделать это будет сложно.