Народная распродажа собственности пройдет без участия народа?. 21.by

Народная распродажа собственности пройдет без участия народа?

02.05.2012 21:54 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Правительство Беларуси запустило пилотный проект «народной» приватизации. 2 мая на Белорусской валютно-фондовой бирже стартовало IPO Минского завода игристых вин. Цель проекта — привлечь в развитие предприятия через продажу акций свободные ресурсы не только юрлиц, но и населения. И если это получится, правительство выйдет к президенту с предложением распространить практику проведения народных IPO на другие предприятия. Однако эксперты опасаются, что народная приватизация пройдет без участия населения, для которого инвестирование в акции может оказаться невыгодным.

Минский завод игристых вин

Идею проведениям народного IPO аналитики считают оправданной в нынешних условиях ограниченности доступа субъектов хозяйствования к ресурсам. Дефицит внешних инвестиций по-прежнему ощутим. Что касается внутренних резервов, то их объем также сократился. Государство продекларировало отказ от субсидирования госпредприятий и использования в экономике эмиссионных ресурсов.

«И путем IPO правительство пытается активизировать привлечение в экономику незадействованных внутренних ресурсов для экономического роста», — констатирует аналитик Forex Сlub в Беларуси Валерий Полховский.

Руководство Минского завода игристых вин за счет продажи почти 25% акций (240 тысяч штук номинальной стоимостью 171 450 рублей) надеется привлечь более 41 млрд. рублей. Из них 37,4 млрд. рублей планируется направить на модернизацию производства, а еще часть — на досрочное погашение части кредитов, по которым ОАО выплачивает высокие проценты.

Как пояснил гендиректор ОАО «Минский завод игристых вин» Леонид Кравчук, кредиторская задолженность предприятия в настоящее время составляет около 30 млрд. рублей и обходится довольно дорого: ставки по рублевым кредитам находятся на уровне 48%, а по валютным — 12%.

Но каковы шансы, что IPO поможет предприятию привлечь необходимые ресурсы?

Первые торги по размещению акций ОАО «Минский завод игристых вин», как заявляют организаторы, прошли успешно. На двух простых аукционах было заключено 103 сделки и продано 4183 акции дополнительного выпуска на сумму 717 млн. 175 тысяч 350 рублей.

Однако простые математические расчеты показывают, что за счет продажи акций было получено всего 1,7% от запланированных средств.

Заместитель директора департамента инвестиционного банкинга компании EnterInvest Олег Андреев уверен, что заявленные 41 млрд. рублей не будут привлечены ни при каких условиях.

«По данным на 30 апреля, «Беларусбанк», «Белагропромбанк» и ЗАО «Бросток» подали заявок на покупку 7668 акций (1 млрд. 314 млн. 678 тыс. 600 рублей). То есть, можно предположить, что к моменту продажи книга заявок была сформирована на 3%, что является каплей в море. Безусловно, продажа акций будет продолжаться некоторое время, но уже не будет той информационной поддержки, а следовательно, повышенного спроса не ожидается. В лучшем случае удастся привлечь еще столько же, то есть в сумме около 2,6 млрд. рублей. Но это явно недостаточно для заявленных планов по модернизации производства», — считает Олег Андреев.

Тем не менее, руководство предприятия настроено оптимистично и рассчитывает заманить возможностью получить кусочек «собственности» не только покупателей-юрлиц, но и население. Генеральный директор ОАО «Минский завод игристых вин» Леонид Кравчук еще на прошлой неделе сделал прогноз, что доходность акций предприятия по итогам 2012 года составит 9,4%. По его словам, такая доходность делает акции завода привлекательным инструментом для инвестиций и сравнима с доходностью валютного депозита в банке и инвестициями в недвижимость. При этом эмитент уверен, что стоимость акций будет расти, и это дополнительный стимул вложения в них.

Аналитики, в свою очередь, видят определенные риски для потенциальных инвесторов.

«Любая акция на рынке стоит столько, сколько за нее готовы заплатить. Но перед IPO стоимость акций могла оказаться перегретой из-за повышенного внимания. Предприятие из-за перегретой цены размещения акций оказывается в выигрыше, чего нельзя сказать об инвесторах, которые впоследствии могут столкнуться с падением стоимости акций», — отмечает Валерий Полховский.

Перед инвесторами встает и другая проблема — последующая продажа акций в случае такой необходимости. А сделать это будет не так просто по одной простой причине: из-за неразвитости вторичного рынка ценных бумаг.

Кроме того, обращает внимание Валерий Полховский, нельзя забывать о курсе национальной валюты: «Если рубль начнет ослабевать и подешевеет, например, на 10% по итогам года, то доходность по акциям получится или нулевой или вовсе отрицательной».

Таким образом, вклады выглядят более предпочтительным инструментом инвестиций, чем акции, подчеркивают эксперты. «Для сравнения, депозит в банке в 2012 году в размере 171 450 рублей сможет принести вкладчику около 51 тысячи рублей дохода, что соответствует доходности около 30%», — обращает внимание Олег Андреев.

Заместитель начальника отдела ценных бумаг ООО «Державаинвест» Макар Лихошерст также подчеркивает, что «депозиты имеют достаточно преимуществ, начиная от высоких ставок и заканчивая гарантиями возврата. Кроме того, население хорошо разбирается в этом механизме вложения своих средств».

Вложение денег в акции — это менее понятный населению инструмент инвестирования, отмечает Лихошерст. И у многих возникают сомнения относительно его выгодности.

«Владельцы акций не смогут принимать участие в развитии предприятия и влиять на управленческие решения. Что касается получения финансовой отдачи от покупки акций, то это зависит от результатов деятельности предприятия», — отметил аналитик.

По заверению руководства Минского завода игристых вин, финансовое состояние компании в текущем году значительно улучшится. По ранее сделанному прогнозу, опубликованному в проспекте эмиссии акций дополнительного выпуска для продажи на первичном рынке ценных бумаг, предполагалось, что по итогам года предприятие получит чистую прибыль в 4 млрд. 970 млн. рублей. Согласно новому прогнозу предприятие рассчитывает на прибыль уже в 15 млрд. 424 млн. рублей.

«Такую прибыль планируется получить за счет увеличения объема выпуска продукции, ее реализации на внутреннем и внешнем рынках и за счет снижения издержек», — пояснил гендиректор компании. При этом ожидается, что 20% прибыли будет направлено на выплату дивидендов.

Но, отмечает Макар Лихошерст, озвученную прибыль еще надо получить: «Сложно сказать, сможет ли предприятие реализовать озвученные планы, и не известно, какой на самом деле окажется прибыль. Кроме того, нельзя забывать, что в Беларуси сложилась такая практика, когда многие предприятия просто не выплачивают дивиденды независимо от размеров полученной прибыли».

Сомневается в том, что Минскому заводу игристых вин удастся добиться существенного роста эффективности показателей деятельности и Олег Андреев. «Вступление России в ВТО и отсутствие границ в рамках ЕЭП не сулит ничего хорошего белорусскому производителю вин. Можно ожидать лишь роста конкуренции и по цене, и по качеству», — отметил он.

На взгляд эксперта, такие предприятия, как Минский завод игристых вин, должны предлагаться в первую очередь стратегическому инвестору, который может повысить стоимость компании за счет своих собственных технологических ноу-хау.

Белорусский обыватель, по мнению Олега Андреева, не готов к такого рода мероприятиям, как IPO: «Нужны многие годы системной работы по повышению финансовой грамотности и развитию фондового рынка. Лучше на данном этапе стимулировать создание паевых инвестиционных фондов, частных пенсионных фондов, фондов банковского управления, которые бы собирали деньги у граждан и направляли бы их в том числе и на покупку акций белорусских предприятий».



Андрей КОЖЕМЯКИН

 
Теги: Курсы валют
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Если IPO Минского завода игристых вин пройдет удачно, правительство планирует распространить такую практику и на другие предприятия...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика