Министерство экономики Беларуси встало на сторону переработчиков молока, объявив о повышении отпускных цен на 10% — по 5% в мае и июне. Улучшит ли это экономическое состояние молокозаводов, ведь на внешних рынках наблюдается обратная ситуация: цены падают. И это может сказаться не только на финансовом состоянии предприятия, но и на поступлении в страну валютной выручки.
Цены не радуют
На сегодня Беларусь является одним из крупнейших экспортеров молока и молочной продукции. По словам замминистра сельского хозяйства и продовольствия Василия Казакевича, «на долю Беларуси приходится 1% мирового производства молока, а по экспорту ряда молочных продуктов страна входит в двадцатку ведущих стран мира».
Однако Беларусь должна не только сохранить эти позиции, но и улучшить их. Этого от сельхозпроизводителей и переработчиков требует глава государства. Уже обозначена и планка — в 2015 году экспорт молочной продукции должен составить 3 млрд. долларов. Пока Беларусь успешно преодолела рубеж в 1,5 млрд. долларов и продолжает наращивать объемы поставок молочной продукции.
По данным Белстата, за первый квартал этого года экспорт вырос на 35,6%. Учитывая, что в товарной структуре экспорта преобладают именно молокопродукты (54,2%), влияние молочки на объемы валютной выручки очевидно.
За первый квартал организации Министерства сельского хозяйства и продовольствия экспортировали продукции на 673,2 млн. долларов или на 12,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Внешнеторговое сальдо по системе Минсельхозпрода сложилось положительное в сумме 445,9 млн. долларов и увеличилось по сравнению с январем-мартом 2011 года на 182,7 млн. долларов.
На 2012 год Минсельхозпроду доведен показатель по внешнеторговому сальдо в объеме 1,7 млрд. долларов, что на 195 млн. долларов больше, чем в 2011 году. Судя по динамике роста сальдо, пока выполнение доведенного задания не выглядит чем-то сверхъестественным. Однако тревожный звонок в виде падения цен уже прозвучал.
Как отмечает бывший помощник министра сельского хозяйства и продовольствия Казимир Романовский, на мировом рынке произошло падение цен на молочную продукцию в среднем на 20%. И это не могло не отразиться на эффективности поставок белорусской продукции.
«Например, поставки масла на экспорт убыточны. Розничные внутренние цены на масло — 50-55 тысяч рублей за килограмм, а при экспорте — 3,5 доллара без НДС», — констатирует Романовский.
По его мнению, падение экспортных цен на мировом рынке может быть связано с несбалансированностью спроса и предложения, вызванного либо ростом мировых объемов производства молочной продукции, либо снижением покупательской способности.
«Например, в прошлом году большие объемы молочной продукции закупали африканские страны — Алжир, Ливия, Египет. Это делалось за счет господдержки, и возможно, она сократилась. Также росли поставки за счет Китая и стран Юго-Восточной Азии. Возможно, они насытились и в этом году сократили объемы закупок», — полагает Романовский.
Наращиванию экспорта помогут новые буренки?
Эксперты затрудняются точно спрогнозировать, как в дальнейшем будет складываться ситуация с ценами. Впрочем, Беларусь пытается минимизировать зависимость экспорта от скачков мировых цен путем наращивания объемов производства и повышения конкурентоспособности продукции.
«Для нас встает вопрос конкурентоспособности как по экономическим, так и качественным параметрам. И здесь без активного, агрессивного внедрения современных технологий, достижений науки и передовой практики не обойтись», — считает генеральный директор Научно-практического центра НАНБ по животноводству Николай Попков.
И аграрии уже определилась, за счет чего будут в первую очередь повышать конкурентоспособность продукции и экспортный потенциал. «Нам надо иметь конкурентоспособное по своей генетической сути животное», — уточнил Попков.
Молочное скотоводство является ведущей отраслью животноводства, где сосредоточено около 40% производственных фондов отрасли. Это одна из немногих отраслей, позволяющая получать стабильную выручку в течение всего календарного года. От ее эффективности зависит экономическое состояние большинства сельскохозяйственных организаций и в значительной мере предопределяется продовольственная безопасность страны.
Таким образом, можно констатировать, что направление для повышения конкурентоспособности выбрано правильное. Тем более и ситуация того требует.
«Мы на протяжении многих лет создавали белорусскую черно-пеструю породу коров. Но она больше 800 килограммов на 100 килограммов живого веса не давала и не даст. Поэтому теперь мы ведем активную работу по созданию белорусского молочного типа, который бы давал на 100 килограммов живого веса до 1,5 тысячи килограммов молока. И усилиями ученых и практиков в ближайшее время мы будем иметь этот тип. Это будет определять в какой-то мере нашу конкурентоспособность. Ведь лишний килограмм молока — это все экспортный потенциал», — подчеркивает Николай Попков.
По оценкам, вывод новой молочной породы позволит увеличить валовое производство молока на 180 тыс. тонн. А дополнительная прибыль может составить свыше 100 млрд. рублей. Однако, по словам Казимира Романовского, не все так безоблачно, как может казаться.
«Да, все страны мира пошли по этому пути, и наша наука вместе с хозяйственниками добилась определенных успехов. Отдельные хозяйства уже получают по 7-8 тысяч литров молока в год с одной коровы. Однако мало вывести белорусский молочный тип. Нужно обеспечить его и соответствующего качества кормом. И сегодня это главная причина низких показателей продуктивности», — отмечает Романовский.
По его словам, сегодня во многих хозяйствах происходит перерасход кормов. «Вместо 0,8 килограмма кормовой единицы на 1 килограмм молока мы тратим 1,2-1,3 килограмма. Одна кормовая единица должна иметь 105 граммов переваримого протеина, а у нас в среднем — 80 граммов. Поэтому, конечно, у Беларуси хороший потенциал для наращивания объемов производства молока, и соответственно, экспорта. Но чтобы этого добиться, надо уделить пристальное внимание производству качественных кормов», — констатирует эксперт.