Белорусские власти все более нетерпеливо ожидают великого прихода китайского капитала в свою страну. На этот раз желание найти третью внешнеполитическую опору в лице Поднебесной выразил не Анатолий Тозик, заместитель премьер-министра и большой поклонник китайской модели, а лично глава государства Александр Лукашенко, выступая 8 мая с посланием в парламенте. Однако оправдаются ли эти чаяния? Чего ждать от развития белорусско-китайских отношений?
В отличие от некоторых других внешнеполитических проектов, китайское направление — это тот случай, когда белорусская власть не ограничивается только лишь риторикой о дружеских отношениях и партнерстве. На сотрудничество с Китаем Беларусь настроена серьезно.
И плоды сотрудничества зримы. За последние годы Китай осуществил или начал на территории Беларуси ряд крупных проектов. Среди них — модернизация двух минских ТЭЦ, строительство цементного завода и создание совместного СП по производству бытовой техники «Мидеа-Горизонт».
В ожидании денежного дождя
Открывая двери перед Китаем, Минск хочет найти еще одного партнера в качестве противовеса России и ЕС, доминирование которых в экономике Беларуси создает определенные угрозы власти. «Для долгосрочной стабильности нашего государства двух векторов по оси Восток-Запад недостаточно, — признал Лукашенко 8 мая. — Прочную стратегическую позицию мы займем, когда выстроим третью опору Беларуси во внешнем мире — на мировом Юге».
Присутствие китайского капитала позволит развить торговые связи белорусских предприятий на рынке ЕС. Пекин является мощным игроком, в зависимости от которого находятся мировые рынки. Не является исключением и Старый Свет, где влияние Китая только усиливается, учитывая скупку КНР долгов стран-членов ЕС. Перенос в Беларусь ряда китайских производств гарантирует автоматическую поддержку со стороны КНР их продвижения на европейский рынок.
Еще одним фактором, объясняющим желание заманить в Беларусь китайского дракона, является наличие у последнего материальных средств, в которых экономика Беларуси очень нуждается. Ее внешний государственный долг на 1 апреля составил 11,9 млрд. долларов при установленном годовом лимите 14,3 млрд. долларов. А долги, как известно, нужно отдавать, к тому же в выступлении Лукашенко перед парламентом 8 мая вновь поставлена задача достичь к концу года средней заработной платы в 500 долларов.
Как подчеркнул белорусский руководитель, Китай «не ставит условия Беларуси, а дает льготные кредиты». При этом глава государства умалчивает, что в вопросе инвестирования и кредитования Поднебесная является одной из самых капиталистических стран и вкладывает деньги исключительно с пользой для себя.
Этим Китай отличается от России, у руководства которой помимо экономического присутствует политический интерес (реинтеграция на постсоветском пространстве), ради которого Москва и идет на уступки Минску. Китай же политической цели в Беларуси не преследует и поэтому будет спрашивать по полной.
Связанные кредиты не слишком греют
Действительно, китайские кредитные ресурсы в Беларусь поступали. Так, осенью прошлого года КНР выделила Беларуси льготный кредит в размере 1 млрд. долларов для реализации совместных согласованных проектов, а также 70 млн. юаней в качестве безвозмездного гранта.
Но проблема для белорусской стороны заключается в том, что предоставленные денежные средства имели связанный характер. Это означает, что кредит дают сугубо на совместные китайско-белорусские проекты, при этом китайцы формально выступают как инвесторы и кредиторы, но на деле продвигают свое оборудование, задействуют своих рабочих и имеют долю в прибыли.
Однако совместные проекты оказались не столь дешевы, как ожидалось. Так, белорусская сторона вынуждена была отказаться от сотрудничества с китайцами при реконструкции Национального аэропорта «Минск» из-за дороговизны проекта, который должны были оплатить белорусы из средств, предоставленных Пекином.
О перекосе в двусторонних отношениях говорят цифры: так, за январь-ноябрь 2011 года отрицательное сальдо белорусской торговли с Китаем достигло 1,36 млрд. долларов.
Таким образом, деньги из Китая работают прежде всего на китайскую же экономику и спасительными для Беларуси не являются. Основной целью Минска в последнее время было достичь соглашений относительно несвязанных кредитов, которые бы действительно помогли оздоровить экономику и получить ожидаемую выгоду.
После того как 26 апреля китайское рейтинговое агентство Dagong Global Credit Rating присвоило Беларуси суверенный кредитный рейтинг, шансы на такие кредиты повысились.
Конкуренты не дремлют
Желание Беларуси получить третью внешнеполитическую опору может быть омрачено несколькими факторами. Борьбу за китайские инвестиции ведут многие, а в последнее время в гонку вступила Восточная Европа.
Китай для стран Центральной и Восточной Европы может стать спасительной силой. В апреле нынешнего года премьер-министр КНР Вэнь Цзябао сообщил, что его страна хочет открыть адресную кредитную линию в размере 10 млрд. долларов для государств Восточной и Южной Европы. Пекин также намерен довести объем торговли с этими странами с 51 до 100 млрд. долларов к 2015 году.
Так что надежды на китайские деньги лелеют не только белорусские власти, но и западные соседи. В этом плане Беларуси придется напрямую конкурировать по условиям для инвестиций и развития производства с экономиками таких стран, как Польша или Чехия. Под силу ли это?
Пока Беларусь имеет одно неоспоримое преимущество — более дешевую, чем в европейских странах, рабочую силу. Для остального необходимо реформировать экономику. Однако быстро провести реформы мешает несколько факторов: власти связаны социальными обязательствами перед населением, в правительстве Беларуси не слишком сильны позиции рыночников (или они предпочитают не высовываться). Эти факторы будут тормозить переход к рынку, который необходим для великого прихода Китая в Беларусь.
Помимо этого, портит дело напряженность в белорусско-европейских отношениях. Переводя свои производства в Беларусь, Китай будет рассчитывать на европейский рынок, ведь внутреннее потребление Беларуси слишком мало, чтобы оправдывать вложенные средства. Политические же конфликты между Брюсселем и Минском, которые могут привести к возникновению торговых барьеров, Китаю не нужны.
Критерием риска также является Россия. Создание белорусско-китайского технологического парка попадает под законодательство о свободных экономических зонах, а по соглашению о создании ЕЭП СЭЗы должны прекратить свое существование к 2017 году.
Создавая особую экономическую зону для Китая, белорусское руководство идет на конфликт с Российской Федерацией. К тому же Москва в принципе настороженно смотрит на развитие сотрудничества Минска с Пекином. Во-первых, Россия сама не прочь привлечь китайский капитал; во-вторых, Москва не заинтересована в снижении зависимости Беларуси; в-третьих, китайцы могут создать здесь конкурирующие производства.
Таким образом, получение реальных денег, позволяющее говорить о Китае как о еще одной опоре для Беларуси, будет зависеть от ряда факторов. Белорусское руководство окажется перед выбором: либо идти на реформирование экономики и развитие отношений с ЕС, либо отказаться от этого и поставить себя в еще большую зависимость от Кремля.
Но при этом в Минске периодически забывают, что Поднебесная является одной из самых капиталистических стран и вкладывает деньги исключительно с пользой для себя…