Бизнес в Беларуси: угрозы-2012. Кому достанутся белорусские природные ресурсы?. 21.by

Бизнес в Беларуси: угрозы-2012. Кому достанутся белорусские природные ресурсы?

12.06.2012 17:08 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Бизнес в Беларуси: угрозы-2012. Кому достанутся белорусские природные ресурсы?

           


TUT.BY представляет очередную публикацию из цикла "Бизнес в Беларуси: угрозы-2012", подготовленного редакцией журнала "Бизнес-ревю". На 11-й строчке в списке угроз - доступ к белорусским природным ресурсам.

 
 
Наличие и стоимость природных ресурсов, сырья, полуфабрикатов определяют эффективность современного бизнеса. Ведь в конкурентной борьбе выигрывает сегодня тот, кто обладает лучшими условиями доступа к этим составляющим, спрос на которые из-за ограниченности их источников и растущего вместе с народонаселением Земли потребления с каждым годом увеличивается. Здесь приходится констатировать, что белорусский частный бизнес находится в проигрышном положении.

В существующей в стране экономической модели абсолютно все источники ресурсов монополизированы государством. Проблема заключается в том, что в поисках денег власти начали постепенно делиться своими правами монополиста на недра и сырье не на альтернативной основе и открыто, а с избранными зарубежными партнерами или открывая доступ к этим ресурсам в рамках номенклатурной приватизации.

В Беларуси, обычно причисляемой к относительно небогатым природными ресурсами странам, существует перечень своих, уникальных в мировом или региональном масштабе, полезных ископаемых и продуктов.

Калийные удобрения уникальны в мировом масштабе, месторождения мела, на которых работает цементная промышленность, — в европейском. По льну страна занимает третье место после Китая и Евросоюза, по запасам деловой древесины наша республика — один из региональных лидеров.

Еще одно конкурентное преимущество, которое проявляется в основном на рынке России, — сельскохозяйственное сырье вместе с политикой низких закупочных цен на него. В первую очередь, конечно, речь идет о молоке, в меньшей степени — о мясе, сахаре и других сельхозпродуктах.

Поиск инвестиций, бонусов за доступ к сырью, расчет на дополнительные налоговые поступления от проектов и падение эффективности госсектора в управлении источниками ресурсов заставляют власти идти на частичную потерю доминирующего положения в отдельных секторах. Распродажа сырьевых источников, сырьевых зон де-факто началась, и, скорее всего, белорусский бизнес останется за ее бортом.

Под землей


О том, что процесс распродажи пошел, свидетельствуют готовность продать и оценка "Беларуськалия" — "соли земли" белорусской экономики. Когда-то с этого начиналась предпродажная подготовка "Белтрансгаза" — тоже по-своему уникального в рамках региона бизнеса. Сейчас Беларусь — единственная в Европе страна, где сеть магистральных газопроводов полностью контролируется зарубежной компанией.

Да, сегодня $30 млрд, которые просят за "Беларуськалий", отпугивают. Но что будет завтра? Между тем все крупнейшие производители калийных удобрений находятся либо в руках своих государств, либо в руках национального капитала — российского, канадского, американского, израильского, иорданского, немецкого, китайского. От силы в них проданы миноритарные пакеты. Более того, с участием государства эти производители постоянно занимаются приращиванием сырьевой базы за рубежом: канадцы строят шахты в Эфиопии и Конго, израильтяне добывают калий в Испании…

В прошлом году наша страна поделилась калийной монополией с Михаилом Гуцериевым. Его британская компания GMC Global Energy, в немалой степени обеспечив Великобритании второе место (после России) по объему прямых иностранных инвестиций в экономику Беларуси, купила право на добычу калия в республике. До конца 2012 года в проект будет инвестировано $100 млн, а к 2015-му или 2017-му, когда Гуцериев получит на гора первую руду из своих белорусских шахт, объем инвестиций достигнет $1,75 млрд.

Скорее всего, Гуцериев не первый и не последний, кто будет инвестировать в самое привлекательное полезное ископаемое РБ. Хотя "Беларуськалий" и выиграл в прошлом году международный тендер на разработку Петриковского месторождения калийных солей, вероятно, он подключит для софинансирования проекта партнерскую структуру.

На тендер документы также подавали россияне, казахстанцы, украинцы, китайцы. А незадолго до его объявления в Минске появился известный своими похождениями за африканскими ископаемыми инвестор из Люксембурга Жан-Раймон Буль (Boulle Mining Group). Не считая речицкой нефти, мело-мергельные месторождения Беларуси — это еще один ресурс, на продаже прав на разработку которого может заработать белорусское государство.

Пока крупнейшее из них (в том числе в европейском масштабе) — Коммунаровское — обеспечивает потребности двух цементных заводов — БЦЗ и "Кричевцементношифера", власти торгуют остальными. Претендентов на них было несколько, среди последних и Игорь Макаров ("Итера"), и Олег Дерипаска ("Базовый элемент"). Но в итоге Хотиславское месторождение перешло в пользование к местному бизнесмену Юрию Чижу, а Ветковское — к иранской компании Азаraв Іnd. Со. Миноритариями в последнем проекте (доля 1,2%) стали фармацевт Николай Небышинец, а также "Гомельоблстройкомплекс" (11%).

Над землей


Объективно, в первую очередь по финансовым соображениям, самостоятельно белорусский бизнес не вытянет ни калийные, ни даже цементные проекты. Зато он более чем заинтересован в доступе к еще двум государственным епархиям — древесине и сельскохозяйственному сырью. Но появлению здесь белорусского частника, судя по всему, не радо государство.

Зато оно, по крайней мере в лесной отрасли, предоставило "зеленую карту" иностранным компаниям. Около пяти лет назад дочернему предприятию мирового шведского гиганта IKEA Swedwood Group не разрешили инвестировать $25 млн в лесхоз Полоцкого района из-за опасения, что иностранцы оставят без сырья отечественных производителей. А на сегодняшний день подписаны инвестиционные соглашения с несколькими крупнейшими европейскими деревообрабатывающими компаниями об инвестициях во все стадии — от лесозаготовки до производства готовых изделий из древесины — на сумму свыше $300 млн. Свои проекты в Беларуси начали литовские компании VMG и SBA, австрийские корпорации Kronospan и Egger, для освоения белорусских лесов на Могилевщине и Гродненщине для них открыты кредитные линии Европейским банком реконструкции и развития. Качество и дешевизна — основные критерии, которые притягивают в эту сферу иностранцев.

Государственная молочная отрасль, во многом благодаря рекордно низким по европейским меркам закупочным ценам на сырье, до недавних пор исправно приносила казне дивиденды. Это третья после нефтепродуктов и калийных удобрений экспортная позиция Беларуси, и выпускать из своих рук источник молокодолларов государство не готово, о чем и подтвердило февральское совещание у президента по вопросу создания молочных холдингов. Тогда было заявлено, что государство может и само создать и возглавить подобные холдинговые объединения в отрасли без помощи того же Александра Мошенского, поспешившего в прошлом году зарегистрировать Объединенную молочную компанию.

Напомним, что также в феврале, но годом раньше поворот от ворот белорусских молочно-товарных ферм был дан и единственному иностранному инвестору в эту отрасль — "Юнимилку". Компании, имеющей производства в Пружанах и Шклове, на неопределенное время заморозили проект по созданию молочного кластера в Слуцке. Но ни для кого не секрет, что молочное благосостояние Беларуси основывается на низком уровне закупочных цен на сырье. Это вызывает справедливое недовольство аграриев, брожение в Минсельхозпроде, который в апреле текущего года добился первого и не последнего повышения закупочных цен на молочную продукцию — сразу на рекордные 75%. Поэтому вывод закупочных цен даже не на европейский, а на российский уровень заставит государство искать эффективного собственника и на эти активы.

Ряду инвесторов уже удалось проникнуть в отрасль. Ляховичский молочный завод, "Беловежские сыры", "Молочные продукты" — это предприятия, созданные с участием иностранных и белорусских инвесторов. Частники строят сейчас Туровский молочный комбинат, но порог входа на этот рынок пока еще очень высок.

И на земле


Еще выше порог входа для получения привлекательных площадок под застройку недвижимости.

Земля — это еще один ресурс, которым торгует государство. Александр Лукашенко предлагал землю под усадьбы израильскому и российскому миллиардерам Льву Леваеву и Сулейману Керимову, подписал документы о передаче ее китайцам для возведения индустриального парка, катарской королевской семье — для охоты и катарским военным — для занятий спортом, а оманцам — для строительства делового центра.

Земельные участки под застройку получили крупные белорусские бизнесмены Юрий Чиж, Анатолий Тернавский, Павел Топузидис, Сергей Борок. Строят в Минске и других городах Беларуси бывший владелец velcom Ид Cамави, иранцы из "Кейсона" и "Дидаса", сербы братья Каричи, ливанцы из "Руби Роз Групп" и Франсабанка, непалец Упендра Махато, россияне Михаил и Саит-Салам Гуцериевы, Игорь Макаров. Собирается инвестировать в минскую недвижимость голландско-российский девелопер Судхир Гупта.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Наличие и стоимость природных ресурсов, сырья, полуфабрикатов определяют эффективность современного бизнеса.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика