Успешно провалив реализацию директивы № 4, правительство взялось за разработку новых документов, которые должны сделать жизнь малого бизнеса лучше. По информации Naviny.by, власти, в частности, готовят проект концепции развития предпринимательства. Об этом было заявлено на заседании Совета по развитию предпринимательства, состоявшемся в конце прошлой недели во Дворце Республики в Минске без участия журналистов.
Источник в органах госуправления, присутствовавший на заседании, сообщил, что между правительством и бизнесом состоялся довольно откровенный разговор. Возможно, поэтому заранее было принято решение обойтись без СМИ, чтобы не мешали откровенничать.
У делового сообщества накопилось достаточно претензий к правительству, поэтому было что обсуждать. Бизнес, и не беспочвенно, подозревает власти в измене. Клятвенно заявив (хотя никто не тянул за язык), что развитие частного бизнеса является приоритетом государственной политики, правительство и чиновники стали сворачивать свои инициативы, касающиеся частников.
«Как только сальдо внешней торговли стало положительным, развитие частного бизнеса перестало интересовать власти. У них появились новые приоритеты», — сетуют представители деловых кругов.
Чтобы саботаж был не так заметен, чиновники начали имитировать бурную деятельность, направленную якобы на улучшение бизнес-климата. Госорганы все чаще стали обращаться в бизнес-союзы с просьбой предоставить предложения по улучшению деловой среды. Представители бизнес-кругов в ответ недоумевают: «Самые больные вопросы выражены в старых предложениях, которые по большей части так и не были реализованы». Но чиновники стоят на своем: «Старые уже не надо, давайте новые».
Правительство заявляет, что не меньше бизнеса озабочено оздоровлением деловой среды. На заседании Совета по развитию предпринимательства вице-премьер Сергей Румас подтвердил, что развитие частного предпринимательства, прежде всего производственного, остается одним из приоритетов государственной политики на ближайшие годы. Неизменна и стратегическая цель — увеличение доли малого бизнеса в ВВП до 30% к концу 2015 года.
Министр экономики Николай Снопков, в свою очередь, не стал идеализировать состояние делового климата и признал, что есть проблемы, над которыми предстоит серьезно работать. И власти не собираются сидеть, сложа руки, и плевать в потолок.
В частности, правительство уже разрабатывает нормативный акт, который закреплял бы обязательства собственников госимущества продавать арендованное имуществу бизнесу. А чтобы собственники меньше сопротивлялись, планируется предусмотреть введение штрафных санкций к тем, кто будет это процесс саботировать.
Идея неплохая. Угроза нарваться на штраф должна дисциплинировать собственников. Ведь сегодня, сколько бы бизнес не трубил об этом на всех углах, выкупить арендованное имущество почти нереально.
Лет десять назад одна из частных компаний взяла в аренду полуразваленный склад на окраине города, принадлежащий госпредприятию, отремонтировала, подвела коммуникации, установила свое оборудование и начала работать. И вдруг теперь у собственника бывшего склада появилось много инвестиционных планов на это помещение, в связи с чем арендатора попросили собирать вещи.
Но только чтобы перевести оборудование, по самым скромным подсчетам, частной компании потребуется около 50 тысяч долларов. Поэтому понятно возмущение бизнеса: «Нельзя допускать таких ситуаций и позволять собственникам выбрасывать арендаторов, которые много лет проработали, как собак на улицу. И ведь никакой компенсации никто не получит».
Министерство экономики озаботилось и переходом на рыночное распределение сырьевых ресурсов. Пока интересы частного бизнеса здесь также ущемляются, и никакого просвета не видно. Порой складываются парадоксальные ситуации: малое предприятие по производству пельменей не может заключить договор на поставку свинины.
Представители бизнес-союзов считают, что этот вопрос тесно увязан с межобластными торговыми войнами, которые, несмотря на требования главы государства, так и не прекратились. Например, власти в регионах жестко отслеживают потоки таких товарных позиций как зерно, мясо, водка.
По информации бизнес-структур, регионы продают Минску зерно по договорным ценам, а сами покупают по государственным регулируемым. Из-за этого в Минске хлеб дороже, чем в регионах.
Или вот еще один пример, рассказанный представителями бизнеса.
Могилевский облисполком проводит работу по ограничению ввоза водки из других регионов в область и навязывает торговле продажу местной водки. И попробуй только не поставь определенное количество наименования водки на полки в магазины. При этом наценки на водку местного Климовичского ликероводочного завода не должны превышать 20%.
Правда, министр экономики Снопков предупредил, чтобы в вопросе распределения сырьевых ресурсов бизнес не ждал от правительства быстрого результата, так как приходится учитывать слишком много интересов. Тем не менее, Минэкономики принимает меры, чтобы распределение ресурсов осуществлялось на рыночной основе.
Но самый главный документ, за разработку которого засело правительство, — это комплексный проект концепции развития предпринимательства. Планируется, что это будет объемный документ, в котором найдет отражение весь комплекс проблем малого бизнеса. Далее все вопросы будут решаться с помощью нормативных актов.
В бизнес-кругах рассчитывают, что появление концепции позволит избрать правильный алгоритм действий властей по повышению уровня делового климата. Осталось дождаться самого проекта, в создании которого, как ожидается, примут участие и бизнес-союзы. Может быть, концепция окажется удачливее директивы № 4.