Реальный сектор. Былые либералы потянулись к мамкиным юбкам. 21.by

Реальный сектор. Былые либералы потянулись к мамкиным юбкам

10.07.2012 14:18 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Реальный сектор. Былые либералы потянулись к мамкиным юбкам

  • Александр Обухович, специально для TUT.BY

           


 
Партнер рубрики
Просмотрев комментарии к предыдущей статье, счел необходимым продолжить разговор о гуманитарных аспектах экономической политики.

Возмущенные отклики вызвала мысль о том, что "…конструирование, всегда бывшее исконно человеческой, творческой сферой, развитие компьютерных технологий превращает в легко планируемый и организуемый процесс обслуживания конвейера". Только ведь эту мысль я прочитал в американской работе еще 70-х годов. (Тогда ее перевод имел гриф ДСП). А у нас – она все еще новость. Работа современного конструктора – работа с "библиотекой стандартных элементов". И все чаще напоминает сборку пазлов. Причем компьютерное моделирование позволяет предварительно избежать многих проблем при сертификационных испытаниях, обеспечив совместимость узлов разных производителей.

Обидный прагматизм

Несколько примеров. Беру описание тайваньского трактора. Разработка конструкции, видимо, европейская (судя по дизайну). Двигатель Perkins, электрика японская, рама, кабина – китайские, есть узлы итальянские, японские. Трактор – тайваньский, и цена его соизмерима с МТЗ. Точно такой подход – в описаниях тайваньских станков: немецкие направляющие, японская или немецкая электроника, ряд японских, итальянских узлов, китайские станины.

Сегодня в производстве СБИС набирает силу тенденция кооперации. Разработчики собирают в свои библиотеки данные разных кремниевых фабрик об освоенных в их производстве стандартных элементах. Даже "Интеграл" получил запрос о его возможностях. И сегодня в кристаллах самых современных микросхем даже разные слои могут быть сформированы на фабриках, расположенных на разных континентах. Симптоматично, что главным фактором, стимулирующим развитие такой кооперации, называют сокращение времени на разработку изделия и подготовку производства.

Один из наших предпринимателей, занятых производством металлоконструкций, хвастался мне купленной им программой, позволяющей по эскизу получить РКД на изделие и детали для него с гарантией требований по надежности и совместимости. (Такого рода программ уже много. На мой вкус, Минпром был просто обязан закупить такого рода программы для всех своих подведомственных предприятий).

Так что там, где мысль о конструкторе как обслуге конвейера вызывает возмущение, имеем уж очень глубокое отставание от мировых трендов.

Сегодня мечта любого производителя комплектации – чтобы его изделие попало в "библиотеку стандартных элементов" конструкторов крупной фирмы. Но это – не очень просто. Важно не только получить совпадение присоединительных размеров, похожие характеристики и сравнимую цену. Сегодня мало где есть всеобъемлющий входной контроль: это слишком дорого. Поэтому даже разового срыва поставки по качеству достаточно, чтобы контракт на поставку был разорван и не возобновлялся.

А у нас проблем с качеством выпускаемой продукции более чем достаточно. Но меня учили, что качество продукции определяет технология и оно не должно зависеть от "человеческого фактора". Любая недобросовестность или разгильдяйство работника должны сказываться только на издержках производства, но не на качестве выпускаемой из стен предприятия продукции. Тут, в массе, мы тоже отстали. И если попытаемся идти только из предприятий – отстали навсегда, поскольку инерция, в т.ч. инерция мышления, задавит все реформы. На многих предприятиях уже необходимо, чтобы технологию там ставили извне.

Летать – не для всех

Все вышеизложенное, с моей точки зрения, как раз и показывает, что для модернизации нашей экономики требуется не так много высококвалифицированных специалистов. Они пока еще у нас есть. Значительно важнее рационально организовать их работу. Общий образовательный уровень населения у нас пока заведомо выше, чем, например, в странах ЮВА или в Китае. Но там успех обеспечивает скрупулезно точное соблюдение техпроцессов и высокая интенсивность труда. Что "стимулируется" громадными, истекающими из села, резервами рабочей силы. Безработица – очень серьезный стимул. А у нас серьезных стимулов нет. И с учетом трудовой миграции обозначился дефицит рабочей силы. Все это сказывается.

Где особенно сказывается сложившееся у нас недостаточное качество рабочей силы – так это на мелких, частных и государственных, производствах. Для которых характерны проблемы не столько индустрии, сколько ремесленничанья.

Есть еще один фактор. В середине 70-х прочитал об исследовании американских психологов. Они утверждали, что в разные времена и у разных народов доля людей способных и склонных к творчеству приблизительно постоянно и одинакова. И составляет около 5%. Собственное исследование тех же времен, по выборке 300 человек и примитивной методике, в целом подтвердило этот результат: подавляющее большинство работающих заинтересовано в стабильной спокойной (даже скажем – рутинной) работе с предсказуемой зарплатой. Той работе, которую кто-то (государство, предприниматель) дает. Причем стабильность для них не менее важна, чем содержание работы. Риск самостоятельного плавания приемлем не для всех. И не только у нас: массовые демонстрации в Греции, Франции, Испании показывают, что и там спрос на характер рабочих мест по своей сути такой же. И предложение рабочих мест в нормальной экономике выстраивается под такую структуру спроса.

У нас в условиях развала, вызванного распадом СССР, образовалось множество мелких рыночных ниш. И масса людей кинулась их заполнять. В том числе и специалисты, которые быстро потеряли свою квалификацию. В бизнесмены пошли и те, кто ни по складу характера, ни по навыкам, ни по квалификации никак на успех на этом поприще рассчитывать не мог. Но ниш было настолько много, что как-то прокормилось множество людей. Некоторые и неплохо заработали. Правда, еще большее число – едва сводили концы с концами.

Кошмар либерала

А сегодня экономика консолидируется. Уже практически исчезли "челноки", посредники. Гипермаркеты и торговые сети успешно вытесняют мелких торговцев. На рынках всех услуг идет концентрация капитала. И далеко не все вытесняемые с рынка бизнесмены смогут найти для себя новые рыночные ниши. Даже если располагают некоторым капиталом. А опыт бизнесмена, обжившегося в торговле – еще не квалификация.

Общемировая тенденция – на стадии экономического подъема популярны либеральные экономические теории. Поскольку тогда вероятность успеха малого и среднего бизнеса достаточно велика, и многим кажется, что так будет всегда. Но в экономике за стадией подъема всегда следует стадия спада. И тогда общественное мнение круто поворачивает в сторону этатизма. Как маленькие дети, которые рвутся на свободу, но когда становится плохо – норовят нырнуть под мамкину юбку.

На Западе начиная с 60-х бытовало твердое убеждение, что "нет никаких оснований полагать, что экономический рост когда-нибудь прекратится". Для случавшихся локальных экономических кризисов был даже придуман термин – "коррекция". Предполагалось, что спады всегда краткосрочны, а общая тенденция – повышательная. Мощь западных государств, регулярно использовавшаяся для купирования кризисов, давала основания для таких заблуждений.

И в плане мировой экономики – пока так и есть. Но для локальных экономик отдельных государств – вовсе не обязательно. Тут все – как в известной байке, что средняя температура по больнице – вблизи нормы. Если считать и морг. А нынешний кризис показал, что и богатые государства Запада глобальный кризис перепроизводства в одиночку преодолеть не могут. Причем показательно, что виновником этого самые широкие слои населения считают свои правительства (почему не предвидели, почему своевременно не вмешались, и т.д.).

И на постсоветском пространстве пик популярности либеральных идей пришелся на начальную стадию выхода из развала, когда свободных рыночных ниш было достаточно. И популярность их падает по мере консолидации рынков. Причем крайне неравномерно: она повыше в развивающихся отраслях (финансовый сектор, производство софта, др.) и резко падает в отраслях стагнирующих и дотируемых. В полном соответствии с общемировой практикой.

Ситуация в России и Украине не совсем типична, поскольку там слишком большая часть бизнеса основана на распиливании бюджетных потоков и коррупции (в конечном счете – на природной ренте). И зачастую либеральная фразеология там применяется олигархией и коррупционерами и их агентами просто для обоснования права грабить.

У нас и того нет. Поскольку к настоящему моменту все отрасли, кроме производства софта, либо стагнируют, либо дотируются. Так что у нас поклонники либеральных доктрин – среди программистов, сотрудников иностранных компаний да среди интеллигенции, воспринявших, как Евангелие, западные учебники экономики для их торговых агентов в странах третьего мира. Есть еще любители использовать либеральную фразеологию для критики власти, но посмотрите внимательнее на суть их воззрений – это те еще либералы.

Сегодня стране нужна масса относительно простых рабочих мест и некоторое количество рабочих мест очень высокой квалификации. Для людей, способных разрабатывать и ставить техпроцесс, способных находить рыночные ниши на новых рынках, организовывать кооперацию. Будет таких специалистов недоставать – придется приглашать из-за рубежа. Приглашаем же тренеров по футболу, хоккею. При них и свои быстрее квалификацию набирают. Для тех, кому тесно в рамках индустрии, необходимо предоставить возможность найти свою нишу. Но это – отдельный разговор.

И все же проблема качества рабочей силы выглядит скорее вторичной, скорее – отражением системности нашего кризиса, чем ключевой. Намного важнее три основные проблемы нашей экономики: недостаток общего спроса, необходимость модернизации производственного аппарата, архаичная структура промышленности, отторгающая современную технику. В зависимости от того, как будут решаться основные проблемы, будут формироваться и требования к качеству рабочей силы.

Учитывая крайнюю ограниченность наших ресурсов, у нас уже нет возможности идти методом "проб и ошибок". Требуются программы. Локальная – для выхода из кризиса и стратегия типа промышленной политики. Чтобы не "растекаться мыслью по древу", а организовать согласованную работу государства, бизнеса, общественности.

Обращаем ваше внимание, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.

Партнер рубрики:

FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года

 
Теги: Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
А сегодня экономика консолидируется. Уже практически исчезли "челноки", посредники. Гипермаркеты и торговые сети успешно вытесняют мелких торговцев. На рынках...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика