Правительство поставило на будущий год амбициозную цель — построить 6,4 млн. квадратных метров жилья. Задача на этот год, утвержденная правительством, в полтора раза меньше. Но существуют ли предпосылки, а главное финансовые возможности для жилищного бума в 2013 году?
Планы есть, а денег не видно
С точки зрения современной белорусской истории 6,4 млн. кв. метров жилья — это выход на докризисный уровень жилищного строительства. В 2005-2010 гг., напомним, в стране проводилась политика стимулирования внутреннего спроса, которая обеспечивала ежегодный рост объемов строительства жилья.
Так, в 2005-м было сдано в эксплуатацию 3,8 млн. кв. метров, в 2007-м — более 4,6 млн., в 2009-м — 5,6 млн., а в 2010-м Беларусь достигла исторического максимума за всю историю суверенного жилищного строительства — было построено более 6,6 млн.
Однако в 2011 году белорусское правительство на фоне валютно-финансового кризиса сократило объемы строительства до 5,48 млн. кв. метров. «Урезание» продолжилось и в нынешнем году — за первое полугодие было построено 2,47 млн. кв. метров, а всего в 2012-м, согласно постановлению правительства № 1788, должно быть сдано в эксплуатацию 4,2 млн. квадратных метров.
Да, если динамика первого полугодия сохранится и во втором, то план на 2012-й будет перевыполнен. Однако жилищные задумки правительства на 2013 год (6,4 млн. кв. метров) все равно кажутся слишком опрометчивыми. И, что еще интереснее, каковы же источники финансирования этих самых планов?
В 2005-2011 годах было два основных источника финансирования жилищного строительства — кредиты (в большинстве случаев — льготные) и средства населения. Ниже интернет-газета Naviny.by приводит динамику использования этих источников в финансировании жилищного строительства в 2005-2011 гг.
Объемы строительства жилья и источники финансирования в 2005-2011 гг.
Источник:Белстат
В этом году объемы льготного кредитования жилья существенно сократились. По данным Национального банка, в январе-мае жилищных кредитов на льготной основе было выдано на 2,6 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах (то есть с учетом инфляции) составляет 36,5% к аналогичному периоду прошлого года. Проще говоря, правительство, как и планировало, урезало объемы льготного кредитования.
И тогда встает логичный и актуальный вопрос: если объемы льготного кредитования существенно сокращены, то за счет каких источников финансирования будет обеспечен значительный рост объемов жилищного строительства в 2013 году?
Экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова сомневается, что за счет средств населения государству удастся обеспечить бум жилищного строительства.
По мнению эксперта, даже если в стране в 2012-м году будет достигнута пресловутая планка 500-долларовой зарплаты, население не будет торопиться вкладывать свои деньги в жилищное строительство.
«Решение о строительстве люди принимают, учитывая свои возможности в долгосрочном периоде. Пока население не убедится, что рост доходов приобрел постоянный характер, вряд ли люди решатся направлять свои доходы на жилищное строительство», — говорит Екатерина Борнукова.
Льготное кредитование: размер имеет значение
В былые времена, вплоть до 2011 года, жилищное строительство в Беларуси стимулировалось за счет льготных кредитов. В районных центрах у людей была возможность взять кредит в рублях под 1% годовых и построить себе квартиру.
Благодаря тому, что воспользоваться льготными кредитами могли многие, Беларусь по показателю обеспеченности населения жильем улучшила свои позиции на фоне соседних стран.
«Уровень обеспеченности населения жильем у нас выше, чем в других странах СНГ, но ниже, чем в Западной Европе. Поэтому, конечно, жилищное строительство следует развивать», — говорит экономист BEROC Анастасия Лузгина.
По мнению эксперта, в стране необходимо активно развивать инструменты, которые сделают жилье более доступным для населения — ипотеку, аренду. Обязательно нужно, продолжает экономист, сохранить и льготное кредитование.
«Льготное строительство жилья также необходимо. Существует ряд категорий населения, которые на рыночных условиях по объективным причинам не могут кредитоваться», — отмечает Лузгина.
Вместе с тем, по сравнению с минувшими годами, объемы льготного жилищного кредитования должны быть сокращены, полагает экономист.
«Льготное строительство должно быть в меньших объемах, чем это было два-три года назад. Если мы будем 80% жилья строить за счет государства, то такая практика ляжет тяжелым бременем на бюджет и потребует значительных ресурсов. Нужно помогать тем, кто нуждается, а не большинству», — подчеркивает Анастасия Лузгина.
Последняя мысль была в этом году целиком поддержана государством, и выразилось это в том, что категории граждан, которые могут претендовать на льготный кредит, были существенным образом пересмотрены в сторону сокращения льготников.
С другой стороны, как уже упоминалось, планы на 2013 год предполагают существенный рост объемов жилищного строительства. Реализовать подобные замыслы можно лишь за счет наращивания объемов льготного кредитования, полагает Екатерина Борнукова.
«Однако такая практика может вновь привести к появлению дисбалансов в экономике, будет накапливаться потенциал для всплеска инфляции», — уверяет Борнукова.
Опасность объявленных жилищных планов на 2013 год состоит в том, что они носят директивный характер и нередко выполняются административным путем, потому что «надо».
«Если мы будем пытаться стимулировать внутренний спрос за счет льготных кредитов, это вновь приведет к разбалансировке экономики. Как следствие, мы можем потерять ту макроэкономическую стабильность, которую последние полгода потом и кровью зарабатывали», — резюмировала Екатерина Борнукова.