Школа бизнеса. Как владельцы бизнеса рискуют остаться без семьи или без бизнеса
05.09.2012 10:14
—
Новости Экономики
|
Школа бизнеса. Как владельцы бизнеса рискуют остаться без семьи или без бизнеса Бизнес в Беларуси, зародившийся в 1990-е годы, можно считать молодым. Люди, которые в те годы открыли первые частные предприятия, и сегодня продолжают заниматься бизнесом. В начале своей деятельности многие важные решения они принимали интуитивно либо приходили к ним методом проб и ошибок. Одно из таких важных решений связано с вопросом о роли, которую играет в компании ее собственник. Для предприятий постсоветских стран, в том числе и Беларуси, характерным является совмещение роли владельца и директора в одном лице. И это вполне объяснимо. "Очень многие белорусские предприниматели начинали бизнес с нуля, вложив в него свои собственные деньги. Они посвящали и посвящают ему все свое время, деньги, они думают о нем днем и ночью. Такие предприниматели верят, что успех пришел к ним только благодаря их собственным усилиям. Для многих из них бизнес - это продолжение их личности. Как правило, такие люди привыкли все делать сами. Часто от них можно услышать фразу: "Хочешь, чтобы было сделано хорошо, сделай это сам". Конечно, таким людям сложно поверить, что кто-то другой может неплохо справиться с работой без их личного контроля и вмешательства", - сказала бизнес-тренер, коуч Бизнес-школы ИПМ Ирина Марецкая. Между тем, личное участие владельца бизнеса в решении каждодневных вопросов деятельности предприятия далеко не всегда является наилучшим решением. "Если собственник сам управляет своим бизнесом – он сам и отвечает за результаты. Все основные стратегические и оперативные решения – за ним, и если они ошибочны, не на кого жаловаться. Если бизнес растет, собственник поневоле начинает делегировать подчиненным полномочия, связанные с оперативными решениями и обязанностями. Если он этого не делает – у него проблема", - пояснила в интервью TUT.BY тренер-консультант Бизнес-школы ИПМ (Беларусь) и Бизнес-школы ИМИСП (Россия) Татьяна Ковалева. Действительно, когда человек руководит предприятием, где работают 10-20 человек, он может позволить себе вникать в суть всех оперативных вопросов. Однако если численность сотрудников возрастает хотя бы до 50-100 человек, лично уследить за всем происходящим в фирме уже проблематично. Работа руководителя, который пытается все держать под контролем, становится менее эффективной, а времени на бизнес уходит все больше. Из-за этого возникают проблемы и в личной жизни. "Очень часто такие люди в середине жизни обнаруживают, что все, что у них осталось – это их бизнес. Ведь далеко не всегда семья может выдержать то, что муж и отец занят только работой. Я встречала немало примеров, когда к середине жизни, в 40-45 лет, бизнесмен переживает болезненный личностный кризис. Причины его кроются в дисбалансе между работой и личной жизнью, который наблюдался в течение последних 10-15 лет", - говорит Ирина Марецкая. Однако далеко не всегда собственники отказываются от личного контроля за деятельностью предприятия вынужденно. У них могут быть и другие мотивы, чтобы отойти от оперативного управления. "Лично мне в силу характера не очень нравится заниматься чем-то одним. Сейчас у меня два бизнеса, и я не исключаю, что через некоторое время создам еще один", - рассказал Евгений Лахманов, владелец автомобильной компании "Автобай" и веб-студии "Джей Лаб", входящих в число лидеров в своих сегментах рынка. Впрочем, полный отказ собственника от управления предприятием также чреват проблемами. Несомненно, владелец вправе передать дела менеджерам, уехать на острова и ограничить свои контакты с компанией получением дивидендов на карточку. Но такое решение вряд ли является разумным. "В сложные времена собственность в конце концов оказывается не у тех, кто ею просто владеет, а у тех, кто ею эффективно распоряжается", - говорит Татьяна Ковалева. "Наша практика юридического сопровождения компаний показывает, что в негласном соревновании собственник-менеджер очень часто победу одерживает менеджер. Даже отличный наемный директор очень скоро может начать преподносить собственнику неприятные сюрпризы, если будет работать без надлежащего контроля", - отмечает управляющий партнер юридической компании "Степановский, Папакуль и партнеры" Валерий Папакуль. Очевидно, что наилучшим вариантом организации дел в компании является соблюдение некоей золотой середины, когда владелец не пытается вмешиваться в решение каждого вопроса, но при этом принимает участие в деятельности предприятия. Именно в этом заключается известная в современном бизнес-образовании концепция Для того, чтобы эта схема действовала эффективно, очень важно подобрать команду единомышленников. Но поскольку речь идет о деньгах, одного доверия мало. Существуют организационные технологии, которые позволяют свести к минимуму риск конфликтов между собственниками и менеджерами компаний. Именно с этой целью на многих западных предприятиях создаются коллегиальные органы управления. "Когда директор принимает решения не единолично, а, например, вместе с финансовым директором, если вопрос касается финансов, или с техническим директором, если вопрос находится в компетенции последнего, конечный результат оказывается более взвешенным, цельным и продуманным, а значит, и безопасным для собственника", - говорит Валерий Папакуль. Поэтому, по его мнению, помимо такого коллегиального органа как дирекция во главе с гендиректором, действенным инструментом активного собственника является создание в компании Совета директоров, задача которого - контроль деятельности руководства предприятия с точки зрения выполнения стратегических планов собственника. По мнению Татьяны Ковалевой, проблема постсоветских компаний заключается не столько в отсутствии необходимых управленческих структур, сколько в отсутствии традиций командной работы в бизнесе. "Конкурентная среда, в которой живут руководители, и практика ведения бизнеса приучают к высокой централизации власти, что создает и организационные, и психологические проблемы для работы в команде. Эти проблемы связаны и с определенным уровнем развития наших компаний, в которых слишком много зависит от людей и слишком мало - от систем. Большинство решений имеют высокий уровень "интуитивных догадок" и низкий уровень реальных цифр и фактов. На самом деле коллегиальность начинает работать не тогда, когда люди доверяют мнению друг друга, но когда они видят, что это мнение основано на фактической информации", - считает Татьяна Ковалева. Бизнес-школа ИПМ приглашает владельцев компаний на программу "Развивай свой бизнес" в рамках проекта В следующем выпуске: Роль личности руководителя Читайте также: Школа бизнеса. Грамотный маркетинг не знает слов "более дешевые">>> Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Для предприятий постсоветских стран, в том числе и Беларуси, характерным является совмещение роли владельца и директора в одном лице. И это вполне объяснимо. Очень... |
|