В докладе Евразийского банка развития говорится, что его эксперты видят высокий риск углубления дисбалансов в белорусской экономике. "Риски для государственных финансов государств — участников СНГ в свете текущей мировой нестабильности". Авторами доклада с системной точки зрения рассмотрены каналы трансмиссии рисков мирового кризиса на национальные бюджетные системы стран СНГ.
Эксперты напоминают, что кризис отразился на бюджетной системе Беларуси позже, чем в других странах СНГ. Причинами стали падение доходов бюджета в связи с изменившимися с января 2010 года условиями поставок импортируемой из России нефти, а также бюджетная политика, направленная как на восстановление экономического роста, так и на завоевание поддержки населения в преддверие президентских выборов в республике.
Как отмечается в докладе, в 2011 году Беларусь испытала острый кризис платежного баланса и валютный кризис, вызванный избыточным стимулированием внутреннего спроса. "После девальвации валюты весной–летом принятые правительством меры, экстренная помощь со стороны Антикризисного фонда ЕврАзЭС и других доноров оказали значительное стабилизирующее воздействие на экономику, позволив остановить обвальное ослабление национальной валюты и замедлить темпы роста цен в начале 2012 года", — напоминают авторы исследования.
По их оценке, в 2011 году перед правительством республики стояли две основные задачи: оптимизация госрасходов с целью ограничения инфляционных процессов в экономике и недопущение резкого экономического спада. Были введены ограничения на бюджетные расходы, в том числе на инвестиционные цели, пишет БелаПАН.
Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов по обслуживанию госдолга. В 2011 году при объеме доходов бюджета сектора государственного управления 41,9% ВВП (реальный рост с учетом инфляции по сравнению с предыдущим годом составил 10%) расходы были снижены до 38,9% ВВП (снижение по сравнению с предыдущим годом составило 2% с учетом инфляции). В результате бюджет сектора государственного управления был исполнен с профицитом 3% ВВП.
Эксперты ЕАБР напоминают, что в рамках ЕЭП для Беларуси действуют низкие цены на импортируемые энергоносители. Все торговые ограничения, включая экспортные пошлины на нефть, были отменены 1 января 2012 года, после того как Беларусь ратифицировала соглашения по ЕЭП. Заключенный договор позволяет Беларуси беспошлинно импортировать нефть из России для внутреннего потребления, что ослабляет давление на госрасходы, возникающие в результате субсидирования жилищно-коммунальных услуг для населения и предприятий энергетического сектора.
Однако, как отмечают аналитики, дальнейшее состояние бюджетной системы Беларуси зависит, помимо внешних условий, от реализации Программы социально-экономического развития на 2011—2015 годы. Пятилетний план предусматривает существенное увеличение заработной платы и пенсий, сохранение государственной поддержки жилищного строительства, а также продолжение субсидирования тарифов на коммунальные услуги для домашних хозяйств, что будет способствовать росту расходов государственного бюджета.
"Достижение показателей программы в существующих условиях несет высокий риск углубления дисбалансов, так как требует высоких темпов роста экономики, достижение которых, вероятнее всего, потребует чрезмерного и нерыночного стимулирования внутреннего спроса", — подчеркивается в исследовании.