В рейтинге Doing Busines 2012 Беларусь по условиям ведения бизнеса заняла 69-е место, поднявшись на 22 строчки по сравнению с прошлым годом. Стоит ожидать, что и в этом году страна, благодаря некоторым изменениям, улучшит свою позицию. Однако на деле бизнесу в Беларуси несладко.
Между тем белорусский бизнес мог бы стать одной из сил, способствующих модернизации. Во-первых, предприниматели заинтересованы в проведении рыночных реформ, а во-вторых, у них уже есть конкретные наработки по улучшению ситуации. Однако белорусские власти не готовы пойти на сотрудничество.
В погоне за инвестициями забыли об отечественном предпринимателе
Несмотря на то, что государство пошло на некоторые меры по улучшению налогового законодательства, в целом ситуация невеселая. По результатам исследования «Индекс делового оптимизма Беларуси», проведенного Республиканской конфедерацией предпринимательства, Центром социологических и политических исследований БГУ и аналитическим центром «Стратегия», белорусский бизнес настроен скептически.
Так, 30% опрошенных предпринимателей считают, что за первое полугодие 2012 года состояние их бизнеса несколько ухудшилось, а 13,2% и вовсе почувствовали значительное ухудшение. При этом среди опрошенных бизнесменов только 29,5% считают, что их положение каким-либо образом улучшилось.
Выступая на втором Международном конгрессе исследователей Беларуси в Каунасе, российский эксперт Андрей Суздальцев отметил, что после своего недавнего визита в Сочи Александр Лукашенко отдал приказ подготовить план модернизации Беларуси. Действительно, эта тема в ее экономическом аспекте прозвучала из уст главы государства на совещании 11 сентября. В этом же ряду стоят последние распоряжения Лукашенко, касающиеся реформирования МВД, сокращения госаппарата и урезания субсидий для сельского хозяйства. Но доберется ли государственная модернизация до бизнеса — большой вопрос.
Ныне политика создания условий для ведения бизнеса в Беларуси имеет явный перекос в пользу иностранных инвесторов. Ради притока инвестиций власти отдают приоритет зарубежным компаниям.
Ярким примером является создание Белорусско-китайского индустриального парка, в котором условия для бизнеса значительно лучше, нежели в целом по Беларуси. Резидентам парка предоставлены более значительные льготы и преференции, нежели в остальных белорусских свободных экономических зонах. Получается, что национальный бизнес на задворках?
Сравнение условий для ведения бизнеса по Беларуси в целом и в Белорусско-китайском индустриальном парке*
Государственные налоги и сборы
Республика Беларусь
Белорусско-китайский индустриальный парк
налог на прибыль
18%
без налогов — в течение 10 календарных лет после регистрации 50% от ставки — последующие 10 лет
земельный налог
в соответствии с кадастровой ценой участка и целевым назначением
налог на недвижимость
1%
НДС
20%
не уплачивается
отчисления в Фонд социальной защиты населения
35% от фонда оплаты заработков
Отчисляется из средней по стране
подоходный налог
12%
9% для всех до 2027 года
таможенные пошлины и сборы
по законодательству Беларуси
не уплачивается
местные налоги и сборы
по законодательству Беларуси
не уплачивается
*По данным законодательства Республики Беларусь
Такая тенденция просматривается и в тех изменениях, которые власти вносят в последнее время в законодательство. Это касается и планируемых изменений в Инвестиционном кодексе, который будет во многом заточен под иностранного инвестора.
В привлечении зарубежных инвестиций нет ничего плохого, но закавыка в том, что отечественный бизнес заранее поставлен в положение проигравшего. Из этого вытекает еще одна проблема: за прошедшие годы сложилась такая ситуация, что белорусский бизнес практически не способен стать серьезным игроком в приватизационных процессах.
Интеграционные риски белорусского бизнеса
Белорусский бизнес с трудом пережил кризисный 2011 год, однако и теперь экономическая ситуация далека от стабильности. Никто не может с уверенностью сказать, что будет завтра. При этом власти не спешат идти на уступки, требуя повышения доли участия бизнеса в ВВП страны и «выхода из тени».
С кризисом прошлого года связаны и другие вызовы, стоящие перед белорусским бизнесом: высокая стоимость кредитных ресурсов, отток квалифицированных кадров, падение покупательной способности населения, повышение рисков неплатежеспособности.
Дополнительной ложкой дегтя является вступление Беларуси в Единое экономическое пространство. Казалось бы, расширение рынка до такого масштаба способно лишь положительно повлиять на бизнес-климат, однако на практике шипов больше, чем роз.
В связи с этим одна из главных задач, которую должны решить реформы, — это снижение рисков бизнеса от вступления Беларуси в ЕЭП. Пока в тройке Беларусь — Казахстан — Россия наша страна наиболее уязвима. Белорусский бизнес не сравним по масштабам ни с казахским, ни тем более с российским. Такое положение вещей приведет либо к вытеснению отечественного бизнеса с белорусского рынка, либо к его поглощению.
Чтобы этого избежать, Беларуси необходимо быть на шаг впереди России и Казахстана в создании благоприятного бизнес-климата. Для этого властям необходимо пересмотреть ряд правил.
Так, важно ввести эффективный институт защиты прав собственности. Пока в Беларуси этот механизм работает лишь на бумаге. Несмотря на то, что де-юре правило «золотой акции» в Беларуси уже не действует, де-факто в белорусском законодательстве существуют механизмы, предусматривающие перераспределение собственности из частной в государственную. Недавние процессы против «Пинскдрева» и «Керамина» это показали.
Кроме того, существует ряд условий и требований, которые вынуждают бизнес использовать серую схему. В первую очередь это размер выплат в Фонд социальной защиты населения. Бизнес-сообщества неоднократно призывали государство этот размер снизить, однако в итоге его снизили… для резидентов Белорусско-китайского индустриального парка.
Еще один бич для бизнеса в Беларуси — нынешние правила проверочной деятельности. Ранее введенный годовой мораторий на проверки бизнеса в 2011 году был отменен. Указом № 511 не предусмотрено ни одного права проверяемого субъекта, правами наделены только контролирующие и проверяющие органы.
Помимо этого, необходимо реформировать целый ряд сфер: упрощать систему администрирования налогообложения, количество лицензируемых видов деятельности, снижать налоговое бремя и вводить электронную систему регистрации полного цикла.
Пакет таких предложений можно было бы наработать в рамках «Европейского диалога о модернизации с Беларусью».
Хорошим примером может служить опыт восточноевропейских стран, в частности Эстонии и Польши. Однако пока Беларусь находится в летаргическом сне.