Министр финансов Андрей ХАРКОВЕЦ: “Каждый бюджетный рубль должен приносить максимальную отдачу”
09.10.2012
—
Новости Экономики
|
Экономика Беларуси и стратегия ее развития интересуют сегодня не только политиков и экспертов, но и каждого белоруса. В следующем году страна должна выйти на траекторию выполнения показателей всей пятилетки в целом. Планы намечены амбициозные, но для их выполнения необходимо, чтобы очень четко и без сбоев работала финансовая система страны. Прошлый год запомнился нам серьезными потрясениями на валютном и финансовом рынках. Резкое падение курса национальной валюты, очереди у обменников, непрерывно растущие цены, ажиотажи в магазинах, уменьшение золотовалютных резервов – все это мы пережили. Правительству и Нацбанку в сжатые сроки удалось стабилизировать ситуацию. Сегодня надо думать о том, как будем жить в следующем году, на чем и сколько сможем заработать денег и как будем их тратить? Ведь главный урок прошлогоднего кризиса заключается в том, что денег нельзя расходовать больше, чем заработано. Исходя из этой простой формулы и сверстан проект бюджета на 2013 год, который вчера во втором чтении приняли депутаты Палаты представителей Национального собрания. Каким получился главный финансовый документ страны? Как будут расти зарплаты и пенсии? Кто может рассчитывать на льготные кредиты? На эти и другие вопросы ответил министр финансов Беларуси Андрей ХАРКОВЕЦ во время онлайн- конференции, организованной «Народной газетой». О доходах и расходах— В связи с тем что в банковской системе возник дефицит ликвидности, увеличится ли ресурсная поддержка госбанков со стороны бюджета? — Для реализации государственных программ в текущем году банкам будет предоставлено семь триллионов рублей. Мы находимся в графике выделения этих средств. Кроме того, у банков есть свои инструменты достижения сбалансированности, и правительство не намерено покрывать разрыв ликвидности дополнительными бюджетными вливаниями. — Может быть, запланирована рекапитализация госбанков? — На сегодняшний день мы не ставим вопрос и о рекапитализации. В рамках уточнения бюджета мы не закладываем ресурсов на эти цели. Тем более что дополнительная капитализация по итогам прошлого года была достаточной для их эффективного функционирования в течение 2012 года. — В следующем году правительство планирует уйти от доведения валовых показателей до предприятий и сделать акцент на качественной составляющей производства. Не повлияет ли это на поступление доходов в бюджет? — Переход от валовых ориентиров к качественным показателям оценки эффективности работы предприятий — это один из элементов структурных реформ в экономике. Чем прибыльнее работает предприятие, чем оно успешнее на внешних рынках, тем лучше позиции бюджета. Ведь можно выпустить рекордное количество товаров и положить их на склад. Это омертвляет капитал и не приносит эффекта для госбюджета. И наоборот, чем ниже затраты и больше выручка от реализованной продукции, тем больше у предприятия возможностей увеличить зарплату своим работникам, тем больше доходов поступает в бюджет, тем больше средств оно сможет направить на техническое перевооружение и модернизацию. Все это гарантированно приводит к росту налоговых платежей. К слову, на будущий год в проекте бюджета заложен более чем 30-процентный рост налога на прибыль в реальном выражении. Поступления от уплаты НДС и подоходных налогов увеличатся на 10 процентов. Это как раз те налоги, которые говорят о том, что мы рассчитываем именно на качественный рост экономики. — Каким будет курс доллара к концу нынешнего года? Ваш прогноз? — Я вам не отвечу на этот вопрос, потому что тем самым дам повод считать, что этот показатель устанавливается административно. А вы знаете, что курсообразование у нас сегодня находится в свободном плавании. Мы можем лишь прогнозировать ситуацию. Все будет зависеть от того, каким будет спрос на валюту и каково ее предложение. В расчетах бюджета-2013 мы заложили среднюю величину в 8950 рублей за доллар. То есть она может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону. — В этом году нам обещают повышение средней зарплаты до 500 долларов в эквиваленте, в следующем — до 600. Однако цены все равно растут быстрее доходов. Не получится ли так, что всю эту прибавку “съест” инфляция? — Важно не само по себе повышение зарплаты, а источники этого роста. Вторая позиция — это оборотные средства предприятия. Нельзя обеспечивать финансовую устойчивость без снижения кредитной зависимости. И ни в коем случае не следует, как это бывало ранее, решать вопросы зарплаты неким административным нажимом, за счет накачки новыми кредитами или путем проедания оборотных средств. Если эти позиции выполняются, тогда рост зарплаты будет объективен. — Когда говорят о том, что темпы роста зарплаты не должны опережать рост производительности труда, не совсем понятно, на что рассчитывать работникам бюджетных организаций? Как измерить производительность труда врачей или учителей? — В данном случае главным ориентиром являются возможности госбюджета. Чем динамичнее он наполняется, тем больше возможностей для выполнения социальных обязательств по развитию регионов и страны в целом. Если ресурсы позволяют повышать зарплату не в ущерб деятельности бюджетных организаций, качеству услуг бюджетной сферы для населения, то такой рост, конечно, не вызывает сомнений, поскольку он фактически не генерирует новых денег в экономике. Мы собрали налоги, перераспределили их в пользу зарплаты, это нормально. Еще одна позиция, на которую мы ориентируемся, это соотношение зарплаты бюджетников и зарплаты в реальном секторе экономики. В следующем году оно составит не менее 80 процентов при том, что зарплата бюджетников в реальном исчислении, то есть без учета инфляции, вырастет на семь процентов. Конечно, в абсолютном выражении это не та сумма, которую мы хотели бы видеть. На обывательском уровне зарплаты белорусов часто сравнивают с зарплатами соседей в Польше Литве и так далее. Но тогда давайте сравнивать и расходы домохозяйств. Нельзя забывать, что наше государство при невысокой зарплате гарантирует базовый социальный пакет в том объеме, которого нет в других странах. Сегодня белорусы оплачивают всего лишь пятую часть реальной стоимости услуг ЖКХ, примерно 70 процентов стоимости транспортных услуг, в стране сохраняется бесплатная медицина, образование. Сейчас в правительстве разрабатываются критерии дифференцированной оплаты услуг ЖКХ. Но в любом случае суммы в жировках и в следующем году будут значительно меньше реальной стоимости этих услуг. Оптимальный расчет— Как бы вы назвали новый бюджет — бюджет развития, роста, стабилизации. — Прежде всего это бюджет сбалансированной ответственной макроэкономической политики. Если смотреть на качество бюджетных расходов, то они максимально выверены и просчитаны в соответствии с другими показателями прогноза. Зарплата в реальном выражении вырастет, соответственно ежеквартально будет вестись перерасчет пенсий. Свыше 10 триллионов рублей закладываются и для поддержки реального сектора экономики. В том числе более 9 триллионов рублей пойдет на удешевление процентных ставок по банковским кредитам для предприятий. Доступ к ним получат те предприятия, которые имеют окупаемые проекты и реализуют планы комплексной модернизации. Совместно с Минэкономики мы занимаемся подготовкой критериев для отбора таких проектов. В первую очередь они должны отвечать таким качественным характеристикам, как увеличение добавленной стоимости на одного работающего, прибыль, достойная зарплата. — Какие новшества ожидаются в системе финансирования бюджетных организаций в следующем году? Правда ли, что правительство собирается реализовать некие эксперименты в сфере здравоохранения и образования по сокращению госрасходов. По этому поводу уже высказано немало опасений... — Все новое всегда воспринимается с опасением. Но мы должны понимать, что в расчете на одного жителя по многим позициям наша бюджетная система чрезмерна по сравнению с экономиками других стран. Далеко не бедными экономиками, замечу. У нас, к примеру, меньше средняя нагрузка на одного учителя, врача, немало излишеств в отраслях бюджетной сферы. Поэтому необходимость совершенствования финансирования бюджетной сферы очевидна. Каждый бюджетный рубль должен использоваться максимально эффективно и давать адекватную отдачу. Например, финансируя медицину, следует думать не просто о содержании сети учреждений, а добиваться снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни, сокращения очередей в поликлиниках, времени нахождения больного в стационаре и так далее. Все это показатели качества услуг здравоохранения. Планируя пилотные проекты по оптимизации расходов в некоторых регионах, которые, кстати, выбраны по инициативе Минздрава и местных властей, мы попытаемся сделать так, чтобы руководители бюджетных организаций получили большую самостоятельность в расходовании средств, потому что они как никто другой понимают, на что эффективнее потратить деньги. Это не скажется на привычном для человека уровне обслуживания. Более того, если эффект окажется недостаточен, а социальные издержи значительны, то мы, безусловно, не будем популяризировать подобные инициативы. — Представители бизнеса давно жалуются на усложненную и громоздкую налоговую систему. Когда мы наконец решим эту проблему? — Не могу согласиться с тем, что у нас так уж все запущено. Даже Всемирный банк и МВФ уже говорят о позитивных изменениях в налогообложении как о свершившемся факте. В Беларуси установлен стандартный перечень налогов, который применяется и в странах Европы, и у наших партнеров по ЕЭП. Отменены налоги с оборота, налоги с продаж, то есть те платежи, которые всегда были особенностью нашей налоговой системы. С 2013 года отменяются отчисления с себестоимости в инновационные фонды. С 24 до 18 процентов снижена ставка налога на прибыль. Решение по инновационным фондам сопоставимо со снижением на два процента налога на прибыль, то есть фактически можно говорить уже не о 18, а о 16 процентах. По этому показателю мы сегодня самые конкурентные среди стран бывшего СССР. Периодичность уплаты налогов и подача налоговых деклараций приведены к мировым стандартам. За последние пять лет налоговая нагрузка снижена на 8,3 процентного пункта. В 2008 году мы были на уровне 36,1 процента к ВВП, по итогам 2012 года ожидаем 27,8 процента. В результате в рейтинге Всемирного банка мы сегодня занимаем 156-е место, поднявшись за прошлый год сразу на 27 пунктов. По итогам следующего мониторинга мы прогнозируем подъем на 120—125-е место, что сопоставимо с такими странами, как Италия — 134-е место, Польша — 128-е, Словакия — 130-е, Россия — 105-е. К 2015 году планируется выйти на 70-ю позицию. Есть еще один вопрос, решение которого позволило бы нам кардинально улучшить свой рейтинг. Речь идет об уменьшении фискальной нагрузки на фонд оплаты труда за счет частичного перераспределения отчислений на пенсионное социальное страхование с нанимателя на работника. Над этим будем работать.
В долгу не останемся— А как продвигаются переговоры с Антикризисным фондом ЕврАзЭС по выделению очередного транша стабкредита? Когда Беларусь может рассчитывать на его получение? — Не хотелось бы забегать вперед, тем более что в комментариях, предшествующих предыдущему траншу, звучало, что Беларусь не выполнила массу условий. Тем не менее на поверку оказалось, что все не так, как представляли себе некоторые комментаторы. В ближайшее время в Минск прибудут эксперты Антикризисного фонда, мы начнем с ними работать по этому вопросу. На 5 декабря в Минске запланировано заседание Совета Антикризисного фонда, который должен оценить действия правительства и Нацбанка и принять решение. Вообще я прагматик в этих вещах и сторонник того, что если нам задают вопросы и кто-то в чем-то сомневается, то мы должны показать реальную ситуацию либо пояснить, какие позиции нуждаются в корректировке. Главная цель нашей совместной программы — обеспечение макроэкономической сбалансированности, и на нее будем ориентироваться. Пока я не вижу никаких оснований для того, чтобы Фонд оценил нашу работу как неуспешную. — Рассматривается ли вопрос о новой программе сотрудничества с МВФ? Когда ожидается возобновление переговоров и правда ли, что правительство рассчитывает получить в рамках новой программы не менее трех миллиардов долларов? — В принципе, мы готовы к возобновлению переговоров и ждем ответа от наших партнеров. Я не стал бы сейчас говорить о какой-то конкретной сумме, поскольку она определяется прежде всего продолжительностью самой программы и связана с тем разрывом по финансовому счету, который может возникать по годам по ходу реализации программы. К тому же на 2013 год ставится задача выйти на положительное сальдо торгового баланса в размере 500 миллионов долларов. Это минимизирует наши потребности в заимствованиях. С другой стороны, само наличие программы сотрудничества с МВФ означает, что экономическая политика властей поддерживается международными финансовыми институтами. А это уже позитивный сигнал для инвесторов извне, опосредованное влияние на наши возможности на внешних рынках. Наконец, это способ проведения более взвешенной макроэкономической политики, позволяющий соизмерять работу правительства с мировыми подходами. — Недавно было принято решение об увеличении лимита внешнего долга до 16 миллиардов долларов. Исходя из чего рассчитывался этот потолок? Не приведут ли выплаты по внешнему долгу, пик которых приходится на следующий год, к сокращению резервов и новой девальвации? — Установление некоего лимита вовсе не значит, что мы достигнем этого порога. Эта величина с некоторым запасом, которая позволяет нам заимствовать в пределах допустимых параметров экономической безопасности. И даже если мы достигнем 16 миллиардов долларов США в следующем году, это будет чуть больше 23 процентов ВВП при лимите 25 процентов. Для сравнения, лимит госдолга для стран еврозоны согласно Маастрихтскому договору — 60 процентов ВВП. Лимиты госдолга, которые рекомендованы в рамках Таможенного союза — 50 процентов ВВП. Необходимо смотреть и на иные показатели, связанные с текущими платежами по погашению и обслуживанию долга. Например, соотношение с экспортом. У нас оно составит порядка пяти процентов к экспорту при пороговом значении 10 процентов. То есть и здесь мы находимся в комфортных условиях. За счет чего может расти внешний долг в следующем году? Во-первых, за счет привлечения 0,9 миллиарда долларов США в рамках программы с Антикризисным фондом ЕврАзЭС. Во-вторых, мы сделаем пробные шаги по размещению ценных бумаг на внешних рынках. Я не думаю, что это будут большие заимствования, поскольку рынки нестабильны и мы пока ориентируемся примерно на 500 миллионов долларов таких заимствований. Все остальные займы обусловлены реализацией инвестиционных проектов в стране, которые на слуху. Фактически мы говорим о том, что прирост долга — это тот прирост, который направлен не на проедание, а на созидание, создание новых производственных мощностей, ориентированных на экспорт продукции и снижение импортоемкости экономики. То есть это окупаемые валютные заимствования. Кроме того, новыми заимствованиями мы рефинансируем старые долги. В следующем году платежи по ним составят 3,1 миллиарда долларов. Только за счет кредита АКФ и размещения облигаций на внешних рынках мы рефинансируем почти половину этой суммы. Оставшаяся часть — стандартные платежи, для нас они привычны, мы и в этом году столько же погашаем за счет собственных ресурсов. — Значит, открывать кубышку с золотовалютными резервами не придется? — Вопрос в том, что мы погашаем долги в валюте, а это предполагает отток валютных ресурсов из страны. Соответственно и колебаний ЗВР не избежать. Но ведь мы будем не только брать, но и пополнять эти резервы за счет положительного сальдо внешней торговли, притока иностранных инвестиций. По тем ресурсам и расчетам которые я вижу, уменьшения ЗВР не предполагается. — Наша страна заимствует на внешних рынках. Планируется ли в ближайшее время размещение валютных облигаций на внутреннем рынке, ведь при нынешних ставках по депозитам наверняка и бизнес, и население приобрели бы такие облигации? — Да, планируется. Мы предложим ценные бумаги правительства на внутреннем рынке для юридических лиц, а до конца текущего года рассчитываем выпустить облигации для населения. — А каким может быть первоначальный объем эмиссии? — Сложно говорить, поскольку рынок очень неоднороден и мы давно не были на нем. Поэтому сначала необходимо завершить переговоры с потенциальными инвесторами, юрлицами. Если увидим, что данный инструмент для нас эффективен, то, безусловно, продолжим эту работу в будущем. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Экономика Беларуси и стратегия ее развития интересуют сегодня не только политиков и экспертов, но и каждого белоруса.
|
|