Лукашенко взялся за госпредприятия, чтобы не отдать власть?. 21.by

Лукашенко взялся за госпредприятия, чтобы не отдать власть?

26.10.2012 10:16 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

 

Резонансное «кондитерское дело» на этой неделе получило продолжение. Александр Лукашенко решил продолжить разборки в корпоративном секторе, поручив навести порядок в управлении акционерными обществами, пакетами акций которых владеет государство. Эксперты Naviny.by предполагают, что действия белорусского лидера могут быть связаны с тем, что государство опасается номенклатурной приватизации.


Номенклатурная приватизация: процесс пошел?

В подавляющем большинстве открытых акционерных обществ государство сегодня имеет долю. Согласно последнему отчету департамента по ценным бумагам Минфина, в стране зарегистрировано 2387 открытых акционерных обществ. Государство владеет пакетами акций в 1738 ОАО. Таким образом, деятельность почти 73% ОАО государство полностью или частично может контролировать.

Список акционерных обществ, акции которых находятся в управлении республиканских и местных органов власти, показывает, что государство владеет самыми крупными предприятиями в стране. Ознакомившись с этим списком, интернет-газета Naviny.by решила выделить десять предприятий, которые генерируют самую большую выручку.

Перечень крупнейших акционерных обществ с долей государства



Источники: перечень акционерных обществ с госдолей;
данные Минфина за 2011 год


Как удалось ранее выяснить Naviny.by, две трети выручки, полученные предприятиями в 2011 году, пришлось на организации государственной и с долей государственной собственности. Если говорить об отраслевом разрезе, то наиболее мощные позиции госсектор занимает в металлургии, химической и нефтехимической промышленности, строительстве, транспорте, машиностроении.

Тем не менее, несмотря на доминирующую роль госсектора в белорусской экономике, Александр Лукашенко видит в этом направлении немало проблем. В минувший четверг глава государства выразил крайнюю неудовлетворенность тем, как представители государства управляют акционерными обществами.

«Наблюдательные советы бездействуют, отдавая на откуп директорам все серьезные решения. Не дай бог, чтобы получилось так, как недавно нам пришлось с губернаторами Минской и Гомельской областей разбираться по кондитерской отрасли, когда наблюдательные советы стали инструментом в руках одного дельца, думаю, не бесплатно», — заявил Лукашенко.

Под «дельцом» глава государства, очевидно, имел в виду бизнесмена Марата Новикова, который до последнего времени владел крупными пакетами акций «Спартака» и «Коммунарки». По мнению некоторых экспертов, кондитерское дело взволновало президента потому, что он увидел, как частный инвестор, несмотря на долю государства, смог полностью подчинить себе кондитерские фабрики.

«Фаза ползучей номенклатурной приватизации, когда представители государства молчат в наблюдательных советах, фактически началась. Лукашенко почувствовал, что он здесь упускает собственность», — говорит руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико.

Судя по риторике белорусского президента, он обеспокоен тем, что «хозяева от государства не просто смыкаются в интересах с частниками, но являются инструментом деятельности этих частных лиц» на предприятиях. Если это действительно так, то беспокойство Лукашенко, который является противником приватизации в любых ее формах, понять можно.


Госсектор: изменения необходимы, но невозможны

Вторая причина, которая могла заставить руководство страны заняться на этой неделе темой управления госпредприятиями, связана с тем, что госсектор не дает желаемой отдачи.

Несмотря на то, что государство имеет пакеты акций в подавляющем большинстве ОАО, многие акционерные общества не выплачивают дивиденды. По итогам 2011 года, около половины акционерных обществ оставили своих собственников вообще без дивидендов. В 2012-м ситуация повторяется.

О низкой эффективности белорусских госпредприятий свидетельствует и тот факт, что, согласно данным Всемирного банка, они значительно уступают по производительности труда частным компаниям.

Между тем, Александр Лукашенко поставил госпредприятиям в минувший четверг задачу повышать эффективность. «Главные задачи, которые стоят на повестке дня в производственной сфере — это модернизация и повышение производительности труда, и за эти направления должен быть строгий спрос с ответственных лиц», — подчеркнул официальный лидер.

Однако независимые эксперты сомневаются, что после президентского поручения эффективность работы госпредприятий вырастет.

«До последнего времени госпредприятиям было выгодно демонстрировать свою неэффективность, так как в этом случае они получали разные дотации и льготы. Качество менеджмента на госпредприятиях довольно низкое, поэтому рассчитывать, что эффективность предприятий заметно вырастет, не приходится», — отмечает экономист Сергей Чалый.

В низкой эффективности директора белорусских предприятий уверен и Леонид Заико.

«Вопрос повышения эффективности госпредприятий сегодня критически важен. Находясь в Едином экономическом пространстве, мы имеем худший менеджмент, худшее управление госпредприятиями. Мы думали, что, назначив представителей государства в ОАО, вопрос эффективного управления госсобственностью будет решен, однако этого не произошло», — говорит Заико.

По мнению эксперта, рассчитывать на реальное улучшение работы госпредприятий можно лишь в том случае, если будут отмена практика доведения до субъектов хозяйствования директивных показателей. «Второе, что необходимо сделать, — обеспечить приход нового поколения управленцев на госпредприятия», — полагает Заико.

Вопрос повышения эффективности госпредприятий может быть решен и посредством привлечения внешних управляющих, полагает экономист Ярослав Романчук. Однако, добавляет он, после событий вокруг кондитерских фабрик вряд ли кто-то захочет развивать белорусские госпредприятия, вкладывая в них свои деньги.

«Если внешний управляющий выведет госпредприятия на более высокий уровень, его может ожидать ситуация со «Спартаком» или «Коммунаркой», когда за «грехи» пятнадцати-двадцатилетней давности человека лишают активов», — отмечает Романчук.

Впрочем, давнее нежелание государства отдавать в частные руки крупные активы также объяснимо. «Если у президента (читай — правительства) нет в руках денег, собственности и власти, это никакие не органы власти», — сказал около года назад Александр Лукашенко и постоянно доказывает своими действиями, что с собственностью (читай — с властью) не расстанется.



Дмитрий ЗАЯЦ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Лукашенко поручил навести порядок в управлении акционерными обществами, пакетами акций которых владеет государство…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика