Комплекс жилых домов в микрорайоне Восток-1 может попасть в список историко-культурных ценностей
29.10.2012
—
Новости Экономики
|
Сегодня эти дома с декоративными панно считаются одними из самых узнаваемых и знаковых в столице. А для своего времени они были еще и уникальными. Об истории их создания рассказывает один из авторов — архитектор Иван Журавлев: — Ровно 40 лет назад в «Минскпроекте» была начата разработка проекта застройки фрагмента микрорайона Восток-1. Когда приступили к работе, поняли, что здесь требуется нечто особенное. Домов по индивидуальным проектам тогда возводили крайне мало. А массовое жилье было представлено лишь двумя индустриальными сериями — одной панельной и одной каркасно-панельной. Но такие здания считались уделом микрорайонов. Поэтому, чтобы построить подобные на главном проспекте, пришлось получать согласие ЦК КПБ. Руководитель творческой мастерской панельного домостроения «Минскпроекта» Георгий Сысоев убедил партийных деятелей, что и в этих конструкциях можно сделать необычные дома. Отправная точка Как вспоминает Журавлев, образ застройки сложился как-то сразу и без вариантов. Идею объемного размещения домов на территории (на генплане, как говорят профессионалы) подал руководитель коллектива разработчиков Георгий Сысоев. Он определил, что привычные девятиэтажки должны чередоваться с более высокими зданиями, и, повторяясь, эта застройка образует ансамблевую завершенность. Облик фасадов первой линии застройки прорисовал Иван Журавлев, его вариант и был воплощен. Сегодня считается, что Восток-1 — последний образец ансамблевой застройки. После все строительство в городе велось, как говорят профессионалы, штучно — каждый объект сам по себе. Революционным по тем временам оказалось строительство домов повышенной этажности. Сегодня лишь архитекторы знают, что в начале 70-х годов прошлого века жилье имело максимум 9 этажей. Это позже появится новая индустриальная серия, по которой и сегодня строят 19-этажки. Тогда ее не было. Как поиграть высотой, чтобы сделать акценты в застройке? Проектировщики взяли типовые панельные конструкции и просчитали, что из них можно возвести дом повыше, но не более 16 уровней. Это и стало отправной точкой. Затем использовали еще один конструктивный прием — смещение. Полкорпуса многоэтажки находится в одной плоскости, а вторая часть немного сдвинута. Высотность на этих половинках тоже разная — 14 и 16 этажей. За счет всего этого здание смотрится более пластично и оригинально. Получились и новый силуэт, и новая планировка квартир. Висячие сады Востока Поскольку дом имел перепад по высоте, архитекторы думали, как это обыграть. Начали с навесного козырька над крышей, а потом возникла неожиданная идея — обустроить наверху сад. Помните, одним из древнейших чудес света были висячие сады Семирамиды? Сады на кровлях высоток тоже придумали висячими, чтобы они не опирались на крышу и не разрушали ее. Растения размещались в кадках на специальных опорах на двухуровневой лестнице. Высадили морозоустойчивые карликовые березы и сосны, заказанные Центральным ботаническим садом. Разработчики продумали и водопровод для полива растений, и подсветку, и места отдыха со скамейками, цветочницами. Предполагалось, что жители домов смогут здесь отдыхать, и это будет альтернативой привычным посиделкам у подъезда. К сожалению, просуществовали сады недолго. Оригинальная идея уперлась в отсутствие хозяйской руки, которая содержала бы все в нормальном состоянии. — Недавно ко мне приходил бизнесмен, кстати, не живущий в этом районе, который хочет возродить зеленые кровли и готов выступить спонсором, — поделился удивительной новостью Иван Журавлев. Возможно, мы еще увидим первые в нашей стране и на сегодня так и не повторенные зеленые сады Востока. К слову, при строительстве жилья вдоль проспекта архитекторы также придумали пешеходный бульвар и небольшие красиво благоустроенные скверики. Недавно провели модернизацию всех элементов благоустройства, обновили фонтаны, установили новые цветочницы, скамейки. Это место стало еще краше и пользуется особой популярностью у жителей. В летние дни там отдыхает много народа. Иконы на фасаде Чтобы придать фасадам высоток особую выразительность, Георгий Сысоев пригласил художника Александра Кищенко, а тот продумал эскизы мозаичных панно. Работа предстояла грандиозная. По эскизам делали картонные шаблоны в натуральную величину, разрезали их на фрагменты, по ним готовили кусочки мозаики. Смальту (специальный материал) привозили для этого из Украины. Чтобы смонтировать мозаику на фасаде, художники, как каскадеры, работали на высоте в специальных люльках. Кстати, себестоимость художественных работ была почти такой же, как стоимость самих домов. Сегодня такие затраты трудно представить. Зато результатом мы любуемся уже на протяжении четвертого десятилетия. Были созданы произведения монументального искусства, которые и сегодня кажутся вполне современными. К слову, при рассмотрении эскизов кто-то из высоких чинов попытался сделать замечания Сысоеву: мол, это не картины, а иконы какие-то. На что мэтр заметил, что изображают-то они обычных людей. После выполнения мозаик было опасение: как поведут они себя со временем? Ведь панели могли дать усадку. Однако все обошлось. Были и другие художественные работы из керамики и цветного стекла, которые украсили интерьеры кафе и магазинов. Необычным можно назвать и двухсветное атриумное пространство в этих объектах, что тоже было новинкой. Сложилась легенда о рождении Востока-1. Говорят, что два архитектора-мэтра Мусинский (автор длинного дома на Немиге) и Сысоев работали вместе над застройкой улицы Немиги, но что-то у них не заладилось. Тогда решением сверху их разделили: Мусинскому оставили Немигу, а Сысоеву дали Восток. Признание Авторский коллектив разработчиков микрорайона Восток-1 едва не получил Ленинскую премию. — Помешала чья-то жалоба на тогдашнего главного архитектора города, — вспоминает Иван Журавлев. — К нам это отношения не имело, но, когда приезжает комиссия по Ленинской премии, все должно быть чисто, никаких нюансов, а тут жалоба. Нам посоветовали со всем разобраться и пообещали позже вернуться к нашей работе. И отдали премию конкурентам из Вильнюса. — Как с позиции сегодняшнего дня вы оцениваете оба проекта? Чей был интереснее — ваш или литовцев? — Думаю, наш. У них была работа сродни нашему оригинальному Зеленому Лугу — 5, строительство которого, кстати, было завершено на несколько лет раньше. К тому времени мы уже научились проектировать жилые районы в панельных конструкциях, а вот сделать такую застройку представительной было трудно. Пошли на эксперимент. Он был признан удачным. Работу проектировщиков-новаторов отметили премией Совета Министров БССР, медалями ВДНХ разного достоинства. Проект называли лучшим в профессиональной среде. На Восток-1 привозили иностранцев. И полякам, и немцам, и голландцам наши объекты нравились. Памятник Сегодня Белорусский союз архитекторов ходатайствует перед Министерством культуры о придании застройке статуса историко-культурной ценности, а перед Мингорисполкомом — об установлении мемориальной доски с именами создателей. Назовем и мы эти имена: архитекторы Георгий Сысоев, Иван Журавлев, Ия Попова; конструкторы Николай Тюшко, Василий Передерий, Галина Семыкина, Владимир Ситников и другие. Мозаичные панно выполнены под руководством художника Александра Кищенко. Генподрядчиком на объекте было МПОИД (нынешний МАПИД). Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сегодня эти дома с декоративными панно считаются одними из самых узнаваемых и знаковых в столице. А для своего времени они были еще и уникальными. Об истории их...
|
|