Венесуэльская нефть — инструмент давления на Россию?. 21.by

Венесуэльская нефть — инструмент давления на Россию?

02.12.2012 12:28 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

 
В Минске вновь заговорили о возможной поставке нефти из Венесуэлы. Минувшим летом Беларусь отказалась от импорта венесуэльской нефти в связи с экономической нецелесообразностью. О возможности возобновления этого проекта сегодня говорят в контексте нефтяных переговоров с Россией. Но это, скорее, попытка повлиять на Москву, чем реальные планы, считают аналитики.
 
26 ноября первый вице-премьер Владимир Семашко заявил агентству «Бизнес-новости»: если Россия не согласится на поставку в 2013 году 23 млн. тонн нефти, заявленных белорусской стороной, возможно возобновление нефтяных поставок по своп-контрактам между Беларусью, Азербайджаном и Венесуэлой.
 
«Схема логистически отработана», — сказал Семашко. По его словам, сегодня в украинском трубопроводе Одесса — Броды находится не российская нефть марки Urals, а азербайджанская Azeri Light. «Поэтому все возможно», — подчеркнул первый вице-премьер.
 
«Но, честно говоря, — добавил Семашко, — мы об этом пока не думаем. Мы уверены, что сможем договориться со своими российскими партнерами».
 
В тот же день в интервью «Рейтер»Александр Лукашенко заявил: «По всем позициям с Российской Федерацией мы договорились, кроме 4-5 млн. тонн нефти. Мы хотели бы переработать в будущем году не 21 млн. тонн, как в этом, допустим, а 23 млн. тонн».
 
По его словам, имеющиеся в Беларуси мощности позволяют переработать такие объемы нефти.
 
Лукашенко также подчеркнул заинтересованность Европы в нефтепродуктах белорусского производства.
 
«Мы модернизировали свои предприятия. Глубина переработки нефти на наших предприятиях значительно выше, чем в России. В этом — привлекательность наших заводов, и качество бензина европейского уровня. У нас нет проблем с переработкой и получением высококачественных нефтепродуктов, и мы практически солярку, бензин, светлые нефтепродукты продаем в Европу без всяких ограничений, и европейцы с удовольствием покупают», — заметил белорусский руководитель.
 
«Более того, — добавил он, — в Российской Федерации очень много, как вы знаете, автомобилей мирового уровня, европейских («Мерседесы», «роллс-ройсы» и так далее), а бензина высококачественного не хватает. Он в достаточном количестве производится в Беларуси, и россияне просто настоятельно просят нас, чтобы мы поставили им около 2-3 млн. тонн бензина. Пожалуйста — на рыночных условиях, мы договорились, готовы поставить. И мы ведем сейчас переговоры, чтобы под эти объемы мы еще получили эти недостающие 4-5 млн. тонн нефти».
 
По мнению Лукашенко, в Едином экономическом пространстве, а в перспективе — в Евразийском союзе — не должно быть препятствий и барьеров для передвижения товаров, в том числе и нефти.
 
«Поэтому, я думаю, мы договоримся в ближайшее время с россиянами о поставках сюда нефти, переработке ее, и мы готовы вернуть часть нефтепродуктов на российский рынок. Где будет выгодно — там будем и продавать», — сказал белорусский руководитель.
 
«Если нет, то не погибнем, нефти в мире хватает, ее сегодня в мире предостаточно», — подчеркнул Лукашенко.
 
В то же время он признал, что «российское направление экономически выгоднее». «Мы его не хотели бы терять и, уверен, не потеряем. У нас слишком много направлений, где мы очень завязаны друг на друга. Беларусь для России очень интересна, так же, как и Россия интересна для нас в экономическом отношении, и не только в экономическом».
 
Поставка в Беларусь нефти сорта Azeri Light по трубопроводу Одесса — Броды началась феврале 2011 года. Азербайджанская нефть замещала венесуэльскую в рамках своп-контрактов между Белорусской нефтяной компанией, азербайджанской компаний SOCAR и венесуэльской PDVSA.
 
Доставка осуществлялась в украинский порт «Южный», а затем трубопроводами Одесса — Броды и «Дружба» — на Мозырский НПЗ.
 
Изначально на Мозырский НПЗ в 2011 году планировалось поставить 4 млн. тонн, однако фактически было поставлено около 1 млн. тонн. В 2012 году поставки азербайджанской нефти в Беларусь не осуществлялись.
 
Был еще один способ доставки нефти из Венесуэлы. С весны 2010 года она завозилась танкерами в украинские и балтийские порты, а оттуда по железной дороге следовала на белорусские НПЗ: из Украины — на Мозырский НПЗ, из стран Балтии — на Новополоцкий.
 
В начале лета нынешнего года Беларусь полностью отказалась от импорта венесуэльской нефти.
 
«В текущем году ежемесячно Беларусь импортировала по 160 тысяч тонн венесуэльской нефти. Но с июня мы уже не получаем нефть из Венесуэлы», — рассказал журналистам Владимир Семашко 22 июня.
 
«Это была дружеская помощь, и в определенный момент эти поставки были выгодны», так как помогли решить Беларуси ряд проблем, отметил первый вице-премьер. «Если бы не было этих поставок в 2010-2012 годах, то, наверное, не было бы соглашений о едином рынке нефти и нефтепродуктов, подписанных с Россией и Казахстаном в прошлом году. Я в этом убежден», — подчеркнул Семашко.
 
Действующие нефтяные соглашения с Россией он назвал «обоюдовыгодными и обоюдозначимыми». «Конъюнктура рынка такая, что дешевле нефть покупать в России, поэтому мы перестали покупать нефть в Венесуэле», — пояснил чиновник.
 
Однако, добавил он, «если будут возникать рыночные ситуации, когда потребуется к российской нефти получить, в частности, азербайджанскую нефть, то этот вопрос решится очень просто».
 
Представители венесуэльской стороны, в свою очередь, неоднократно заявляли о готовности поставлять нефть в тех объемах и на тех условиях, которые необходимы Беларуси.
 
«Речь не идет о том, что этот проект (своп-поставок. — БелаПАН.) провалился», — заявлял журналистам в июле текущего года посол Венесуэлы Америко Диас Нуньес.
 
При этом дипломат подчеркнул: поставки венесуэльской нефти не нужно рассматривать как конкуренцию поставкам российской нефти.
 
«Речь об этом изначально не велась. Да, сложилась ситуация, когда такие поставки были необходимы. Венесуэла поставляла легкую нефть марки «Санта-Барбара», — сказал посол.
 
По мнению ряда аналитиков, нынешние заявления белорусской стороны о возможности возобновить поставки венесуэльской нефти делаются «для Москвы».
 
Закупая нефть у Венесуэлы, белорусские чиновники утверждали, что это даже выгоднее, чем приобретать российскую. Однако, по мнению аналитиков, белорусская сторона лукавила: хотя официально условия поставок нефти из Венесуэлы не оглашались, по информации независимых экспертов, она обходилась в 656 долларов за тонну — в полтора раза дороже российской.
 
Возвращаясь сегодня к теме венесуэльских поставок, Минск отчасти пытается оказать давление на Россию, считает руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
 
«Вопрос не в том, что Беларуси не хватает нефти для потребления, просто часть нефтетрейдеров хотела бы улучшить свои позиции в переговорах с российскими партнерами. Отсюда — и такое заявление», — говорит эксперт.
 
«Экономического смысла в поставках нефти из Венесуэлы, как показал опыт, нет. Кроме того, своп-схемы очень запутанны», — считает эксперт.
 
По мнению Романчука, ожидать от России той реакции, на которую рассчитывает Минск, не стоит. «В Москве достаточно четко представляют себе истинное положение дел, хорошо считают, поэтому нет оснований думать, что такой мелкий шантаж закончится успехом», — полагает собеседник.
 
По мнению большинства аналитиков, Минску и Москве все же удастся принять компромиссное решение по условиям поставки нефти в 2013 году.
 
В Беларуси прекрасно понимают, что альтернативы выгодным условиям поставки нефти из России нет. А у России есть приоритет — Таможенный союз и Единое экономическое пространство, и ради реализации этого проекта Москва готова пойти на уступки ближайшему союзнику — Беларуси.
 
 
   


Ирина ЛЕВШИНА
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Закупая нефть у Венесуэлы, наши чиновники утверждали, что это выгоднее, чем приобретать российскую, однако белорусская сторона лукавила…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика