Хэппи-энд для банкрота. Как спасти утопающего и стоит ли
05.12.2012 16:54
—
Новости Экономики
|
Хэппи-энд для банкрота. Как спасти утопающего и стоит ли Новые станки, чистенькие коридоры, опрятная спецодежда, бытовая химия и автокосметика в современной упаковке. Калинковичский завод бытовой химии, вчерашний без пяти минут банкрот, выглядит вполне благополучным для райцентра предприятием. Но председатель Высшего Хозяйственного Суда Беларуси Виктор Каменков сразу предупреждает – никакой показухи, банкротство заканчивается хэппи-эндом редко, и главная задача – не праздновать успех, а проанализировать его причины. А подумать есть над чем – на решение задачи потребовалось 10 лет и пять антикризисных управляющих. Не говоря уже про деньги. Деньги для банкрота Ежегодно через хозсуд проходит 1000-1200 потенциальных предприятий-банкротов. Около 10% от них попробуют оздоровить. "Это средняя цифра для всего мира, даже у успешных мировых экономик такая же печальная статистика. Но это же банкротство, это те случаи, когда предприятие совсем "легло", - отмечает Каменков. Надо разбираться – почему получилось, могло ли получиться быстрее. Нужен опыт, нужны истории успеха – как действовать, как работать с кредиторами, со спонсорами, перечисляет глава ВХС. На первый взгляд, причина нынешнего благополучия Калинковичского завода бытовой химии проста. На инвестпроект по модернизации увязнувшего в долгах предприятия нашли 25,5 млрд рублей. Основным спонсором выступила "Белоруснефть". За эти деньги введен в эксплуатацию основной производственный корпус, цех порошкообразных средств, лаборатория, котельная, реконструированы склады. Судья хозяйственного суда Гомельской области Валентина Пугачева вспоминает, что еще три года назад надежды на то, что предприятие выкарабкается, практически не было. "Сомнения были очень большие. Приезжала тогда сюда с чувством безысходности, когда заходила в цеха, где все делалось вручную. Деньги – не самое главное, важно их освоить", - уверена она. В том, что найти спонсоров – не самое сложное, уверен и Каменков. К примеру, в данном случае "среди спонсоров мы можем найти и кредиторов этого предприятия", отметил он. И альтернатива у них была – или потерять свои деньги, или попытаться "вытащить" должника, просчитав и взвесив риски. Объемы производства у предприятия небольшие (выпуск продукции за январь-октябрь составил 23 млрд рублей, +80% к прошлому году), трудится здесь чуть больше 100 человек.
Людей на производстве немало – здесь установлено полуавтоматическое оборудование, на котором производятся и фасуются жидкое мыло, средства для чистки ковров и мытья посуды, автошампунь, тосол и обзор. По маркетингу претензий можно озвучить немало – продукт не только неотличим от конкурентов, но и "невидим" в интернете – найти сайт предприятия Google не смог, хотя на заводе заверили в его существовании. Впрочем, над этим идет активная работа, да и предприятие не претендует на глобальные мировые рынки. Сейчас идет сертификация производства новой продукции – лака для волос. Стоимость проекта 1 млрд рублей, срок окупаемости – не более 24 месяцев. Основной объем планируется экспортировать, о чем уже заключен договор с украинским ООО "Супермаш". Рекламную кампанию и продажи планируется запустить уже через пару месяцев. На очереди модернизация производства канцелярских товаров, которые были "коньком" предприятия в советские времена, - красок и пластилина. Устаревшие станки и ручной труд заменит одна фасовочная машина. Окупаемость проекта – 2,5 года, цена – 3,5 млрд рублей. На выходе еще один продукт – теплоноситель системы отопления (бытовой антифриз). Такой продукт поможет дачникам не беспокоиться о поддержании температуры системы отопления. Его можно использовать и на производстве, в цехах, которые работают не постоянно, в домах культуры и спортсооружениях на селе. А окупить приобретение теплоносителя реально на некоторых объектах уже за 2-3 месяца, заверяют на заводе. Кадры решают все "Может, надо назначать симпатичных антикризисных управляющих и судью такого же? Против ваших чар трудно устоять и кредиторам, и тем, кто кредиты дает, и исполкому", - шутит Виктор Каменков. На самом деле четких критериев подбора, гарантирующих успех, нет.
Аксана Логвина назначена антикризисным управляющим на Калинковичский завод бытовой химии 14 апреля 2009 года. На этом посту до нее уже побывало четыре управляющих. У кого-то оказалось слишком много подопечных предприятий, против одного управляющего завели уголовное дело. В чем секрет успеха и где нашли успешного управляющего? У Логвиной это первый опыт антикризисного управления. Кадр из местных, калинковичских – работала начальником отдела сбыта на мебельной фабрике, потом – в отделе маркетинга завода бытовой химии. Проявила инициативу и желание стать антикризисным управляющим, прошла соответствующую подготовку. "От прежнего завода осталась только котельная – ее демонтируют в следующем году", - ведет Аксана Ивановна по предприятию представителей районных властей, хозсуда, журналистов и налоговиков, по инициативе которых в 2002 году и было возбуждено дело о банкротстве предприятия. С декабря 2002 года начат период санации, который неоднократно продлялся, завершившись только 31 декабря 2011 года. Потом начался период конкурсного производства. На 1 апреля 2009 года кредиторская задолженность составляла 2,7 млрд рублей, превышая дебиторскую более чем в 3 раза. Сейчас этот коэффициент 0,6. Все обязательства перед налоговой и другими кредиторами выполнены. Расчеты с кредиторами должны были завершиться до 1 декабря нынешнего года, что и было выполнено. Чистая прибыль завода за 2011 года составила 2,1 млрд рублей, за 10 месяцев нынешнего года – 1 млрд. Пришлось предприятию не только долги отдавать и продукцию осваивать, но и зарплату подтягивать. В масштабах страны она довольно скромная, но для района, а тем более для предприятия, работающего с применением закона о банкротстве, вполне приличная, по крайней мере, в октябре – 3,451 млн рублей. Сейчас производство по делу о банкротстве прекращено и скоро предприятие заживет обычной жизнью. Теперь ему предстоит искать директора. Виктор Каменков несколько раз возвращался к "директорскому" вопросу, сразу признавшись, что очень рассчитывает на то, что этот пост займет Аксана Ивановна. "Как не всякий инженер – будущий директор завода, так и не всякий управляющий к этому готов. В масштабах государства можно поставить вопрос так: хорошо было бы, если б из хороших управляющих была хорошая скамейка запасных для директоров. С другой стороны, нам нужны и хорошие управляющие", - отметил он. Логвина обещала подумать, остаться ли директором на вытащенном предприятии, или отправляться спасать очередного утопающего. Пациент будет жить Весь путь из банкротства у завода бытовой химии занял 10 лет. Задача эта непростая - годами доводили предприятие до плачевного состояния, а управляющему надо прийти и буквально за пару лет вернуть к жизни. И будет ли это благополучие устойчивым? Виктор Каменков заверил, что пока в Беларуси после успешной санации ни одно из предприятий не вернулось к банкротству. А вот и пример. Мебельная фабрика в Калинковичах в следующем году отметит свое 75-летие. Но могла и не отметить. В 2001 году ситуация сложилась плачевная – предприятие в стадии санации, мебель не востребована, производство – убыточно. Санация прошла успешно, хотя и заняла около восьми лет. Тут спонсора не понадобилось. Шла реконструкция, закупили новое оборудование. "В 2009 году мы закончили процедуру санации, вышли из нее без долгов, крепко стоя на ногах", - рассказывает директор фабрики Александр Полуян. Темпы прироста объемов производства держат, прибавляя 30-50% в год. Предприятие занимает 4 гектара, трудится здесь 260 человек – в основном молодежь, много девушек. Полуян показывает современный производственный цех, выпускающий жесткую мебель – стенки, спальни, комоды. Начато строительство второй очереди. Рентабельность продаж около 20%. Каменков останавливается возле карты России с флажками. Самый дальний потребитель калинковичской мебели – на Сахалине. Есть поставки в Петропавловск-Камчатский, Норильск. "Расстояние сумасшедшее, но мебель пользуется спросом и там. Не говоря уже о центральной России", - комментирует директор. До 50% продукции отправляется на экспорт.
Всего выпускаем более 200 наименований продукции. Активно развивается производство детской мебели. Удивление и улыбки вызывает выставленная в магазине круглая кровать. Пользуется спросом? "А как же! Молодежь сейчас по-другому мыслит. Им нравится", - заверяет директор. Всего за период с 2006 года по декабрь 2012 года хозяйственные суды Беларуси проводили процедуру санации более 30 раз. Восстановлением платежеспособности ее удалось завершить в 11 случаях. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Новые станки, опрятная спецодежда, бытовая химия и автокосметика в современной упаковке. Калинковичский завод бытовой химии, вчерашний без пяти минут банкрот,...
|
|