Правительство поручило Минфину и Минэкономики найти деньги на модернизацию белорусских предприятий. В материалах Совмина ранее указывалось, что в 2013 году модернизацией будет охвачено более тысячи госпредприятий. Для реализации столь глобальной задачи потребуется не один миллиард долларов. Где эти деньги возьмет государство?
Миллиарды долларов, которых не видно
Согласно заявлениям правительства, «важнейшим приоритетом» в 2013 году является модернизация предприятий. Во время селекторного совещания, которое провел Михаил Мясникович в первые дни января, было заявлено, что в наступившем году необходимо будет закупить оборудование, чтобы ускорить темпы обновления производственных мощностей страны.
Точную сумму, которая потребуется для решения столь амбициозной задачи, еще предстоит выяснить. Однако сомневаться в том, что сумма эта будет с многими нулями на конце, не приходится. К слову, модернизация только минпромовских предприятий оценивается в 3,1 млрд. долларов.
Главный вопрос — где найти столько денег на такую масштабную модернизацию госпредприятий. Неэмиссионных средств, за счет которых можно было бы профинансировать этот проект, пока не видно. Собственных средств предприятиям явно не хватит. По данным Белстата, более половины предприятий имеют низкий уровень рентабельности (до 10%).
«В бюджете необходимых сумм на модернизацию не заложено, кредитные ресурсы по существующим ставкам для предприятий недоступны. Исходя из рейтингов страны и политических рисков, возможности привлечь кредиты в рамках иностранных кредитных линий также ограничены», — говорит эксперт Naviny.by в финансовых кругах.
Профинансировать модернизацию за счет прямых иностранных инвестиций также вряд ли получится. «Достаточно посмотреть на объемы привлечения прямых иностранных инвестиций в 2012-м, чтобы понять: планы по привлечению инвестиций, которые заложены на текущий год, вряд ли реализуемы», — отмечает эксперт Naviny.by.
В прогнозных документах на 2012 год закладывалось, что за счет приватизации страна получит 2,5 млрд. долларов. По факту удалось привлечь от продажи акций госпредприятий только 1,8 млн. долларов. Поэтому рассчитывать, что за счет приватизации удастся привлечь деньги на модернизацию, также не приходится.
Тем не менее, от планов по модернизации государство вряд ли откажется, поскольку выполнение этих планов прямо увязано с выполнением ряда директивных показателей. Как отмечал осенью Михаил Мясникович, «если мы не обеспечим поголовную модернизацию предприятий», то «выходить на показатели 2013 года и пятилетки будет очень сложно».
На пути к сталинской индустриализации?
Модернизация является одним из ключевых инструментов, благодаря которым белорусские власти планируют обеспечить высокие темпы экономического роста в стране. Предполагается, что после модернизации более тысячи госпредприятий их выручка существенно вырастет. Ожидается, что во многих отраслях выручка на одного занятного вырастет в наступившем году на 15-20 и более процентов.
Источник: материалы Совмина
По наблюдениям экспертов, объективных оснований для существенного увеличения выручки белорусских предприятий сегодня не просматривается.
«В какой-то отдельной отрасли рост выручки возможен в силу, например, улучшения конъюнктуры рынка. Однако оснований для бурного роста выручки во всех отраслях не видно. Предпосылок увеличения внешнего спроса для большинства отраслей нет никаких, потенциал роста внутреннего спроса на белорусскую продукцию также ограничен», — отмечает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Вероятно, правительство рассчитывает, что после обновления технологических мощностей качество отечественной продукции вырастет, и спрос на нее также последует вверх. Однако в кругу экспертов такой подход вызывает ряд серьезных вопросов, и один главных — способно ли государство самостоятельно отобрать те объекты, модернизация которых принесет желаемую отдачу в будущем?
Белорусский премьер Мясникович, кстати, осенью 2012 года уже выражал опасения по поводу того, что деньги могут быть вложены «в неэффективные и бесперспективные предприятия».
Также неясен ответ на вопрос, каким образом будет проводиться модернизация. Даже если деньги на нее будут каким-то образом найдены, возникает проблема, какое будет закупаться оборудование.
«Импортное оборудование в большинстве случае более технологичное и его приобретение может способствовать повышению производительности труда на предприятиях. Но в этом случае, если не будет закупаться белорусское оборудование, модернизация не будет стимулировать отечественное промпроизводство и способствовать экономическому росту в 2013 году», — констатирует Дмитрий Крук.
Таким образом, если резюмировать, пока непонятно, за счет каких источников будет проводиться белорусская модернизация и какие у нее будут приоритеты. Понятно одно: модернизация, которая является «важнейшим приоритетом» 2013 года, как-то проводиться будет, причем, вполне вероятно — административным образом.
«Девятый декрет — сигнал того, что недостаток экономических стимулов может заменяться административными методами и принуждением. То есть можно ожидать, что будет попытка проводить модернизацию административным способом», — полагают эксперты Naviny.by.
По форме такой вариант проведения модернизация будет сильно смахивать на сталинскую индустриализацию. К характерным элементам 1930-х (принудительному труду, национализации частной собственности) Беларусь в четвертом квартале 2012 года стала возвращаться.