"Школа Бизнеса". Хорошему руководителю нужен сотрудник, который скажет: "Вася, ты неправ"
13.02.2013 10:50
—
Новости Экономики
|
"Школа Бизнеса". Хорошему руководителю нужен сотрудник, который скажет: "Вася, ты неправ" Руководитель предприятия – не более чем человек, а значит, ему, как и любому другому, свойственно ошибаться. Ошибки топ-менеджеров могут стоить дороже, чем недоработки простых сотрудников. Ведь руководители несут ответственность за работу тех, кто им подчиняется. Для того чтобы снизить риск ошибок, была создана функция О том, чем именно занимается контроллер, и какую пользу он приносит компании, рассказывает Владислав Толкач, партнер и руководитель ряда программ в Бизнес-школе ИПМ: - Объясните, пожалуйста, какие функции на предприятии выполняет контроллер. - Я бы назвал контроллера вторым пилотом. Мы можем применить аналогию с автоспортом: первый пилот держит руль, переключает передачи, нажимает педали. Сидящий рядом второй пилот ничем таким не занимается. Его задача предупреждать первого о сложностях дороги – трамплинах, поворотах, контрольных точках. То есть сам он не принимает решений, зато помогает их принять, снабжая другого человека необходимой информацией. Для того чтобы осуществлять такие функции, необходимо иметь определенный взгляд на вещи. Руководители подразделений компании должны разбираться в своем предмете на "четверку" или "пятерку" по пятибалльной системе. А контроллер каждый из этих предметов – маркетинг, производство, продажи – знает максимум на тройку, но зато видит картину в целом. То есть можно сказать, что контроллер – это универсальный троечник. Если в компании есть такой человек, он периодически общается с гендиректором и руководителями всех подразделений, помогая им принимать правильные решения. При этом контроллер не стремится спорить – он просто что-то подсказывает. Контроллер – это спарринг-партнер, который помогает менеджерам разных отделов достигать больших результатов при меньших затратах. - Как это работает на практике? - Контроллер, во-первых, смотрит, в сроки ли выполняются проекты в различных подразделениях, а во-вторых, следит за исполнением бюджета – поставленные задачи должны быть выполнены в рамках минимально возможной суммы денег. Немецкие специалисты говорят, что контроллер – это "экономическая совесть". Скажем, сотрудник собирается в командировку и хочет купить билет из Минска в Мюнхен за 800 евро. А контроллер говорит: через Вильнюс можно доехать в 8 раз дешевле. В итоге результат тот же - сотрудник доехал до Мюнхена, но за гораздо меньшую сумму, чем изначально предполагалось. При этом следует учитывать, что на постсоветском пространстве фокус работы контроллера может смещаться в сторону борьбы со злоупотреблениями. А в Германии контроллер помогает дешевле добраться из Мюнхена в Лондон не из-за того, что сотрудник хочет украсть или обмануть, а потому, что он попросту не знал, что есть такая дешевая авиакомпания. - Всем ли организациям нужно внедрять контроллинг? - Думаю, да. В Германии в списке самых востребованных профессий на рынке труда контроллеры находятся на почетном шестом месте. Объясняется это тем, что у людей возможности самоанализа ограничены, и им необходим собеседник, который поможет принять более правильное решение. Вторая причина популярности этой профессии – в XXI веке все происходит очень быстро, и управление компанией можно сравнить с ездой на автомобиле по крутой извилистой дороге, когда без второго пилота сильно рискуешь свалиться в кювет. - Кто может быть контроллером? - Обычно при нехватке кадров в отдел контроллинга приходится брать бухгалтеров и сотрудников планово-экономических отделов. Хотя в Германии считается, что идеальный контроллер – это не бывший бухгалтер, а скорее инженер. Все-таки у бухгалтера ментальность другая. - Есть ли минусы в работе контроллера? - Иногда такой человек душит инициативу сотрудников в зародыше, особенно если он считает, что лучше перебояться, чем недобояться. Ведь он все-таки "экономическая совесть" и думает о затратах. - Насколько институт контроллинга распространен в мире? - Про весь мир сложно говорить. Мы изучали в основном опыт Германии, Австрии и Швейцарии. Там у всех компаний, начиная от маленьких парикмахерских и заканчивая концерном Siemens, есть функция контроллинга. В Германии принято, что на сто сотрудников приходится один контроллер. Но это очень приблизительный ориентир, который зависит от многих параметров. Если организация небольшая, то функцию контроллера может выполнять кто-то из компании на 0,25 ставки. - Пользуются ли услугами контроллеров белорусские компании? - Есть хорошо выстроенные системы на наиболее продвинутых предприятиях – например, в "Атлант-М", Alutech, Velcom. Еще десять-пятнадцать лет назад это было очень экзотично, и только суперпродвинутые компании создавали эту функцию. Сейчас интерес к контроллингу подрос. Но я пока не могу утверждать, что это глобальное увлечение и что контроллер находится на шестом месте самых востребованных в Беларуси профессий. - Есть ли заинтересованность у собственников и руководителей предприятий во внедрении контроллинга? - Однозначно, собственнику интересно, чтобы у него в компании было поменьше злоупотреблений. Сама по себе функция контроллера полезна: это противовес для предпринимателя, который, как правило, склонен недооценивать риски. Поэтому ему нужен въедливый, осторожный и пессимистичный человек, который риски, наоборот, переоценивает. И в процессе дискуссии они вместе какие-то решения нащупывают. Но если руководитель не хочет никого слушать, то контроллера у него, конечно, не будет. Что касается наемных руководителей… Если менеджер понимает, что ехать одному по дороге опасно, то он с собой второго пилота посадит. Тот из рук руль, конечно, не вырвет, но может сказать: "Вася, ты неправ!". Для того чтобы терпеть рядом с собой такого специалиста, менеджер должен быть по-настоящему зрелым человеком. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Руководитель предприятия - не более чем человек, а значит, ему, как и любому другому, свойственно ошибаться. Ошибки топ-менеджеров могут стоить дороже, чем...
|
|