МЗКТ очень нужен российскому военпрому. 21.by

МЗКТ очень нужен российскому военпрому

05.04.2013 12:06 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Минский завод колесных тягачей» - первый из списка гигантов белорусской промышленности, которым предстоит перейти под контроль финансово-промышленных групп России. Хотя предприятие выпускает как военную, так и гражданскую технику, так сложилось, что МЗКТ – ключевой поставщик для российского военпрома. Что и объясняет повышенный интерес россиян к белорусскому заводу.

МЗКТ: уйти, чтобы остаться

В начале апреля сразу несколько российских СМИ объявили о том, что правительства России и Беларуси обсуждают детали сделки о продаже российской стороне контрольного пакета акций ОАО «Минский завод колесных тягачей» (МЗКТ). Газета «Известия» напомнила, что принципиальное решение было достигнуто 11 марта на встрече вице-премьера правительства России Аркадия Дворковича и первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко.

Позднее решение о создании белорусско-российского холдинга с участием МЗКТ было утверждено на уровне премьер-министров и президентов двух стран. При этом, однако, стороны сделки описывают ее совершенно по-разному. В правительстве Беларуси упорно твердят о «создании транснациональной компании с российскими производителями» – дескать, это «позволит активнее осваивать новые рынки». То есть вроде как ничего и не отдаем – просто "укрупняемся" во имя совместного покорения мира.

В Москве же, однако, называют вещи своими именами и прямо говорят о «продаже» контрольного пакета МЗКТ крупному российскому бизнесу, представляющему государственные интересы.

«Известия» даже привели такие подробности – дескать, Беларусь не хочет продавать МЗКТ ни КамАЗу, ни «Уралвагонзаводу», как того хочет российская сторона, поскольку эти российские заводы производят аналогичную продукцию. А значит, ни КамАЗу, ни «Уралвагонзаводу», по логике белорусских чиновников, не будет выгодно развивать минского конкурента.

В качестве предпочтительных покупателей МЗКТ Минск видит такие российские предприятия, как «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», «НПО «Сплав», «НПК «Конструкторское бюро машиностроения» и ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники». То есть те, которые занимаются военными ракетами. Такой подход в белорусском правительстве мотивируют тем, что МЗКТ давно сотрудничает с этими предприятиями, поставляя им свою продукцию, а, значит, новый собственник будет участвовать в развитии и модернизации минского завода. 

И это еще не худший вариант развития событий. Да, Беларусь потеряет контроль над МЗКТ. Но само производство останется в стране, будет работать, платить налоги и зарплату, обеспечивать заказами многочисленных субподрядчиков. А все могло сложиться иначе – МЗКТ попросту бы обанкротился из-за отсутствия заказов, если бы в России решили не покупать белорусский завод, а инвестировать в развитие собственных аналогичных производств. 

Маневры вокруг собственности

Впервые о том, что государство может приватизировать ОАО «Минский завод колесных тягачей», первый вице-премьер Владимир Семашко впервые заговорил год назад, в марте 2012-го. Произошло это после того, как 23 декабря 2011 года вице-премьером РФ стал Дмитрий Рогозин. В правительстве России «ястреб» Рогозин курирует ВПК, оборонзаказ, национальную оборону, мобилизационную подготовку, атомную и космическую деятельность, экспортный контроль и военно-техническое сотрудничество.

Главная же сфера ответственности Рогозина как вице-премьера – перевооружение и модернизация российской армии. И тут выясняется, что она попросту невозможна без предприятий белорусского ВПК. В особенности это касается ракетных комплексов различного назначения. И МКЗТ здесь – опорное звено.

С начала 2012 года представители российского военно-промышленного комплекса стали изучать возможность покупки МЗКТ. В Беларуси, в свою очередь, понимали: сделка по покупке россиянами МЗКТ, учитывая стратегическую важность предприятия, вполне может серьезно поддержать госбюджет – примерно как продажа «Белтрансгаза» осенью 2011-го. И наоборот, оставшись без российских военных заказов, МЗКТ быстро превратится из успешного предприятия в никому не нужного банкрота. 

Но в середине года стало известно: Минобороны России изучает возможность перевести российскую армию с тяжелых шасси минского производства на системы российской разработки. В качестве наиболее вероятного поставщика новых шасси для российских боевых машин рассматривался Брянский автомобильный завод (БАЗ), который реально мог перехватить заказы на специальные колесные шасси для ракетных комплексов. 

Понятно, что российские военные стремятся к технической независимости от импортной продукции, да и «пилить» оборонный бюджет приятнее самим. Если бы эти планы воплотились в реальность, МЗКТ за несколько лет мог бы потерять от 80% до 90% заказов. 

Однако после тщательного анализа россиянам все же пришлось отказаться от планов возродить БАЗ. Дело в том, что российская армия уже которое десятилетие использует десятки тысяч колесных шасси производства МЗКТ. Это означает, что в российских ВС создана и работает целая огромная инфраструктура по снабжению, техобслуживанию и ремонту именно колесной техники минского производства. 

Не меньшее, а может быть, даже большее значение имеет то, что вся инфраструктура (в том числе сооружения «Крона»), обеспечивающая нормальное функционирование стратегических ядерно-ракетных комплексов (включая несение боевого дежурства), «заточена» именно под унифицированные колесные шасси Минского завода колесных тягачей. 

При переходе на продукцию БАЗа всю эту инфраструктуру пришлось бы ликвидировать, одновременно создавая с нуля новую. А это такие расходы, что проще уж выкупить у Беларуси МЗКТ за несколько миллиардов долларов. 

Вездесущий МЗКТ

Слова о том, что от белорусского МЗКТ во многом зависит оборонная мощь России, – вовсе не преувеличение. На минских шасси сегодня ездит абсолютное большинство российских ракет и комплексов ПВО. МЗКТ выпускает колесные платформы для ракетных комплексов «Искандер», «Тополь-М» и «Ярс», реактивных систем залпового огня «Ураган», «Смерч», «Град», «Торнадо», комплексов ПВО «Оса-1Т», «Бук-2М», «Тор-М2», С-300 и С-400 «Триумф», противокорабельных береговых ракетных комплексов «Бастион», «Бал-Э», «Клаб-М», радиолокационных станций, мостоукладчиков. И множества прочих образцов наземного подвижного вооружения и военной техники.

Флагман модельного ряда Минского завода колесных тягачей – шасси МЗКТ-79221 (колесная формула 16х16). Оно разработано для пусковых установок и транспортных машин российских подвижных грунтовых ракетных комплексов стратегического назначения «Тополь-М» и «Ярс», их перевозки по всем видам местности и боевого применения. Сегодня «Ярс» – самый современный комплекс, состоящий на вооружении РВСН России; он оснащен межконтинентальными ракетами РС-24.

Вес каждой такой ракеты – почти 50 тонн. В России попросту нет собственной техники, которая могла бы возить по пересеченной местности ядерные ракеты такой массы, да еще и обеспечивать их запуск из любой точки страны. 

Комментарий эксперта

«Мне даже сложно сказать, чем на самом деле была инициатива Минпромнауки России по возрождению Брянского автозавода. Там же неглупые люди, они понимали, что это будет стоить несусветных денег, причем без всякой гарантии результата. Скорее всего, это был способ шантажировать Минск – мол, либо продавайте нам МЗКТ, либо мы его обанкротим, лишив военных заказов, – считает Владимир Гаранин, преподаватель и эксперт «Высшей школы экономики» (Москва). – Обратите внимание: в последние дни много говорят о продаже МЗКТ России, но пока нет никакой информации о юридической форме сделки». 

По словам эксперта, вряд ли российские предприятия выкупят пакет акций МЗКТ за «живые» деньги – им даже оборотных средств не хватает. А у правительства РФ в бюджет-2013 такие расходы не заложены. Конечно, возможен обмен акциями. Но Минску это неинтересно, ему деньги нужны. Остается секретом и сумма сделки.

«Ясно только одно: за МЗКТ Беларусь получит от России огромные преференции, – говорит Гаранин. – И это не только дешевые нефть и газ. Объявленное строительство газопровода «Ямал-Европа – 2» – это несколько миллиардов прямых инвестиций в белорусскую экономику, плюс дальнейшая плата за транзит газа». 

Справка БДГ

Пока ОАО «МЗКТ» остается государственным предприятием и находится в подчинении Государственного военно-промышленного комитета РБ. Сейчас МЗКТ производит:

- автомобили-самосвалы с колесной формулой 6х6, 8х4, 8х8 дорожного и внедорожного типа грузоподъемностью до 27 тонн;

- седельные и балластные тягачи, автопоезда грузоподъемностью 40-100 тонн;

- специальные автомобильные шасси под монтаж кранового и другого подъемного оборудования грузоподъемностью до 100 тонн;

- шасси с колесной формулой 6х6, 8х8,10х10 и 12х12 под монтаж специального оборудования для сервиса, капитального ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин;

- шасси дорожного и внедорожного габарита с колесной формулой 4х4, 6х4, 8х8, 12х12 под монтаж специального (военного) оборудования;

- прицепы и полуприцепы грузоподъемностью от 15 тонн до 100 тонн;

- запасные части к выпускаемой технике.

История ОАО «МЗКТ» началась 23 июля 1954 года. Тогда на Минском автозаводе было создано специальное конструкторское бюро № 1 по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним. В 1956 году был собран первый опытный образец артиллерийского тягача МАЗ-535, а в 1959-м МАЗу поручили разработку и производство многоосных автомобильных шасси для первого в стране оперативно-тактического ракетного комплекса «Темп-С».

В 1971-79 годах были построены новые корпуса завода. Все цехи производства были оснащены новейшим спецоборудованием, в том числе станками с ЧПУ, стендами для испытания узлов и контрольно-измерительными приборами.

До конца 1980-х основная продукция МЗКТ – шасси и тягачи для нужд Министерства обороны СССР. «Второй расцвет» МЗКТ был связан с бурным развитием Западно-Сибирского и Прикаспийского нефтегазовых комплексов. Технические характеристики минских машин, их повышенная грузоподъемность и высокая проходимость пригодились транспортникам и строителям нефтегазопроводов. На базе шасси МАЗ-543 выпускались бортовые тягачи и прицепы для перевозки гусеничной техники и других грузов, самосвалы, трубовозы, пожарные машины, тяжелые автопоезда.

7 февраля 1991 года приказом гендиректора ПО «БелавтоМАЗ» был образован и выведен из состава МАЗа Минский завод колесных тягачей. В 1992 году на заводе разработали и приняли программу по освоению производства новых специализированных автомобилей, автопоездов и шасси широкого назначения.

Были разработаны и поставлены на производство новые модели автотехники: дорожные и внедорожные грузовики, самосвалы, специализированные автомобили, автопоезда различного назначения и прицепная техника к ним, а также специализированные колесные шасси под монтаж разнообразного гражданского и военного оборудования. Новое поколение машин МЗКТ получило товарный знак «Волат».

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Минский завод колесных тягачей» - первый из списка гигантов белорусской промышленности, которым предстоит перейти под контроль финансово-промышленных групп...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика