Предложения о развитии компании "Криница", которая является одним из ведущих производителей пива в стране, находятся на рассмотрении в Администрации президента. По информации БелаПАН, одно из предложений заключается в привлечении на предприятие стратегического инвестора.
В первом полугодии "Криница" произвела 6,9 млн. дал пива, снизив объем производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,8%. При этом объем реализации продукции на внутреннем рынке составил 4,2 млн. дал, снизившись на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В первом квартале 2013 года ОАО "Криница" вошло в число 20 наиболее убыточных открытых акционерных обществ Беларуси (убыток за январь—март по данным Минфина составил 24,27 млрд. рублей). По итогам 2012 года компания также получила убыток в 28,88 млрд. рублей.
Руководство компании ранее констатировало, что данный результат обусловлен убытками от финансовой деятельности, которые возникли из-за значительных платежей предприятия по кредитам. В связи с существенными финансовыми обязательствами и недостатком ресурсов для развития руководство "Криницы" неоднократно выступало с инициативой о привлечении стратегического инвестора на предприятие.
По информации БелаПАН, в числе вариантов, которые позволили бы улучшить финансовое состояние компании, в настоящее время рассматривается несколько предложений. Речь идет о возможной реструктуризации задолженности компании перед банками, привлечении бюджетных средств, предоставлении отсрочки по погашению займов.
Вместе с тем, по мнению экспертов отрасли, наиболее оправдан сценарий привлечения стратегического инвестора на предприятие, что позволило бы "Кринице" на равных конкурировать с международными компаниями, которые присутствуют на внутреннем рынке.
Как сообщалось ранее, ключевыми игроками на рынке пива Беларуси являются четыре отечественных производителя: ОАО "Криница", ИЗАО "Пивоварни "Хайнекен" (принадлежит голландскому концерну Heineken), ОАО "Пивзавод Оливария" (контрольным пакетом акций владеет датский концрн Carlsberg Group) и ОАО "Лидское пиво" (собственник — финский концерн Olvi). По данным инвестиционно-консалтинговой компании EnterInvest, суммарная доля перечисленных компаний на внутреннем рынке выросла с 63,1% в 2007-м до 71,1% в 2012 году.
Вместе с тем, "доля ОАО "Криница" на рынке сократилась на 12,3 процентного пункта за 5 лет (с 2007-го по 2012-й. — БелаПАН.) в основном за счет агрессивной политики основных конкурентов, и развития предприятием экспортного направления", говорится в июньском обзоре рынка пива, подготовленном экспертами EnterInvest и юридической фирмы Sorainen.
"ИЗАО "Пивоварни "Хайнекен" с 2008 по 2010 годы осуществило модернизацию заводов в Бобруйске и Речице для их вывода на мировой уровень. Данные мероприятия в совокупности с активной маркетинговой и ценовой политикой позволило предприятию занять 1-е место среди конкурентов", — отмечают авторы обзора.
При этом доля ОАО "Пивзавод Оливария" на рынке увеличилась за последние пять лет на 7,5 процентного пункта, что "связано с входом предприятия в состав Carlsberg Group и проведением новыми акционерами нескольких этапов модернизации, а так же производством новых пивных брендов", уточняют авторы отраслевого обзора.