Белорусские предприятия машиностроения в первом полугодии 2013 года сократили объем производства на фоне снижения спроса в России, свидетельствуют статданные.
В наибольшей степени снижение экспорта и объемов производства коснулось производителей грузовых автомобилей, передает БелаПАН.
В первом полугодии экспорт грузовых автомобилей (включая седельные тягачи) составил 633,3 млн. долларов и снизился на 35,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в физическом выражении — на 40,7%). При этом экспорт названной продукции в Россию составил 484,7 млн. долларов и снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 41,1% в стоимостном выражении и на 48% в физическом выражении. Производство грузовых автомобилей (включая седельные тягачи) сократилось в первом полугодии на 19,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Производители сельхозтехники в первом полугодии сократили объем производства на 7%, что также было обусловлено снижением спроса на их продукцию в Россию. В январе—июне 2013 года на экспорт было поставлено машин и механизмов для уборки и обмолота сельхозкультур на 200,9 млн. долларов (на 10% меньше по сравнению с первым полугодием 2012-го). В том числе экспорт данной продукции в Россию снизился на 8,8% в стоимостном выражении и на 16,7% в физическом выражении.
Экспорт белорусских тракторов в первом полугодии 2013 года составил 437,4 млн. долларов и снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27,7% в стоимостном выражении и на 23,4% в физическом. При этом экспорт тракторов в Россию в первой половине года составил 248,3 млн. долларов и уменьшился на 18,6% в стоимостном выражении и на 23,1% в физическом. Производство белорусских тракторов в январе—июне 2013 года сократилось на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го.
Экспорт дорожной и строительной техники в первом полугодии составил 42,1 млн. долларов и снизился по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 15% (в физическом выражении — на 20,9%). Снижение экспорта также было обусловлено падением спроса на белорусскую продукцию в России. Экспорт дорожной и строительной техники в эту страну сократился почти на треть в первом полугодии. На этом фоне белорусские производители дорожной и строительной техники сократили в первом полугодии объем выпуска продукции на 24,3%.
Отрасль машиностроения играет одну из ведущих ролей в белорусской экономике. Производственные мощности предприятий машиностроения были созданы во времена СССР и использовались в качестве сборочного производства всего союза.
Отрасль машиностроения характеризуется высокой степенью консолидации. По данным инвестиционной компании «Юнитер», на долю топ-5 крупнейших предприятий отрасли приходится 28% в общем объеме производства, а на долю десяти крупнейших компаний приходится около 40%.
Уменьшение экспорта белорусской продукции машиностроения в 2013 году эксперты объясняют снижением темпов экономического роста в России, ужесточением конкуренции (ввиду вступления России во Всемирную торговую организацию). Кроме того, в качестве причины снижения экспорта белорусские производители называют переход России на новый экологический стандарт Евро-4.
Белорусские предприятия машиностроения в первом полугодии 2013 года сократили объем производства на фоне снижения спроса в России, свидетельствуют статданные.