20 сентября в российской «Новой газете» за авторством Алексея Левашова опубликован материал о вероятных причинах «развода» «Беларуськалия» и «Уралкалия». Предположения, высказанные автором, как минимум интригуют. Чтобы не играть в испорченный телефон и максимально точно передать мысли господина Левашова, приведем наиболее любопытные цитаты из статьи российского издания.
*** «Инициаторов («калийной войны». — Naviny.by) нужно искать в Белоруссии, причем вдумчиво, не ограничиваясь постулатом, что все решения принимает Александр Лукашенко. Важно понять, кто готовил для него столь сомнительные решения, как фактический выход из успешного российско-белорусского партнерства и последовавший арест генерального директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера».
*** «Очевидно, что решение о смягчении позиции (в отношении Баумгертнера. — Naviny.by) принимал Лукашенко, хотя Россия не сделала навстречу ему никаких очевидных шагов. Лишний довод в пользу того, что он не был инициатором скандальной истории, — не тот он человек, чтобы просто так давать задний ход в течение нескольких недель. Скорее уж сомневается: а не стал ли он фигурой в чьей-то чужой игре».
*** «Мы имеем взаимовыгодный альянс, включающий как производство в каждой из стран, так и совместный трейдинговый бизнес. Благодаря этой схеме удается держать мировые цены на высоком уровне и получать высокую маржу. Кто в минусе? Конечно, менеджмент «Беларуськалия», который эту маржу обязан передать в бюджет республики».
*** «Жилина (Игорь Жилин — председатель концерна «Белнефтехим», в состав которого входит «Беларуськалий». — Naviny.by), очевидно, привлекала возможность стать не собственником, а своего рода Игорем Ивановичем Сечиным — госменеджером, определяющим правила игры в целом секторе экономики. И на посту председателя совета директоров «Белнефтехима» он получил полномочия, сравнимые с министерскими. Надо сказать, что он сразу же воспользовался ими для создания схемы, которая позволила извлекать из политических игр Лукашенко с Россией финансовый результат — да еще и в твердой валюте. Белоруссия неожиданно стала крупнейшим в мире производителем и экспортером растворителей».
*** «Создание собственной сбытовой схемы по экспорту продукции «Беларуськалия» было выгодно уже в первую очередь таинственным трейдерам. Стоит обратить внимание, например, на зарегистрированную в Великобритании Agrofertrans, которая с 2013 года стала предлагать международным покупателям продукцию «Беларуськалия». Одним из ее партнеров выступает «Гродно Азот» — еще с тех пор, когда его возглавлял Жилин. Однако, в отличие от схемы с растворителями, эта попытка оседлать финансовые потоки за счет российской стороны оказалась неудачной. Ведь торговать предполагалось в нарушение всех договоренностей, фактически в ущерб российским партнерам. Поэтому реакция «Уралкалия» была предельно жесткой — компания вышла из соглашения с «Беларуськалием».
*** «Торговые игры поставили под удар крупнейшее предприятие республики, и над эффективными менеджерами замаячила реальная угроза. Чтобы спасти себя, они пошли на простой и проверенный ход — предложили диктатору внешнего врага. А дальше уже было неважно, сам ли Лукашенко придумал посадить Баумгертнера или кто ему подсказал, — ситуация вышла из-под контроля».
*** «И только у Жилина пока все более-менее хорошо. Оскудевший экспорт «Беларуськалия» идет-таки через малоизвестные офшорки, а президент Беларуси теперь вынужден заниматься разруливанием ситуации».
Справка Naviny.by
Игорь Жилин. Родился 18 января 1941 года в Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР. Окончил Томский политехнический институт и Харьковский инженерно-экономический институт по специальностям «Машины и аппараты химических производств» и «Организация промышленного производства». Начинал трудовую деятельность на Вахшском азотно-туковом заводе в Таджикской ССР. Затем занимал руководящие должности на ведущих предприятиях азотной промышленности: Навоиском химическом комбинате (Узбекская ССР), ПО «Азот» (Ровно, Украинская ССР), череповецком ПО «Азот» (РСФСР), россошанском ПО «Азот» (РФ), объединении «Азот» (Москва, РФ). В 1990-1993 годах был депутатом Верховного Совета РФ, заместителем председателя Комитета ВС РФ по вопросам экономической реформы и собственности. С 2003 года работал техническим консультантом компании «СреднеАзГаз» (г. Москва), с 2006 года — первым заместителем генерального директора АО «Энерджи Инвест» (г. Рустави, Грузия). С 2009 года руководил ОАО «Гродно Азот». 4 февраля 2011 года Александр Лукашенко дал согласие на назначение Игоря Жилина председателем Белорусского государственного концерна по нефти и химии.
Из всей статьи господина Левашова (а из-под его клавиатуры/ручки/пера вышли почти 7 тыс. знаков) согласиться, пожалуй, можно лишь с самой последней фразой: «Не исключено, что камера в СИЗО КГБ будет пустовать недолго». И то, согласиться с данным тезисом можно лишь, абстрагировавшись от контекста материала, у Левашова-то в этой фразе просматривается намек на судьбу Жилина.
Вообще, статья «Новой газеты», надо признать, вызвала определенное недоумение. Мы читали ее всей редакцией (кто находился на рабочем месте утром пятницы) и с невероятным единодушием сошлись во мнении, что король-то голый (читай, статья пустая, без фактов, исключительно спорный субъективный взгляд автора и всё).
Например, трудно поверить в то, что Лукашенко мог быть не в курсе чего-то, что происходит на «Беларуськалии» — главном активе страны, который на особом контроле у белорусского президента.
«На таком уровне чтобы президент о чем-то не знал, это маловероятно. Очевидно, что если «Беларуськалий» и торговал в обход БКК, то это не могло быть без ведома Лукашенко. В прошлом году, например, он назначил для контроля БКК своего сына и председателя КГБ. Лукашенко очень тщательно всегда всё проверяет, пользуется несколькими источниками информации, он не полагается на один источник», — отметил в комментарии для Naviny.by экономист Леонид Злотников.
К чему в статье упоминается растворительный бизнес, авторство которого вдруг приписывается Жилину? Причем ситуация подается так, как будто Беларусь крепко сердита за растворительный бизнес на руководителя «Белнефтехима». Возможно, в России кто-то действительно думает, что «растворительные бизнесмены» в опале на родине, да только, вроде, все наоборот. Люди, воспользовавшись прорехами в формулировках в документах, придумали, как нашей стране на протяжении определенного времени делать огромные деньги (значительная часть которых, как ни крути, попадала в бюджет), считай, из воздуха. Да они, скорее, этакие Робин Гуды в представлении белорусов, забирающие деньги у богатого соседа.
Последствия разрыва отношений с «Уралкалием» для «Беларуськалия» в «Новой газете» также излишне драматизируются.
«Потери есть, но ведь потери начались еще до распада БКК. Цены на калий падают уже несколько лет. Из-за распада цены могут упасть еще на 100 долларов за тонну. Ну, сколько мы тонн вывозим — где-то 6 миллионов. Значит, потери «Беларуськалия» могут составить примерно 600 млн. долларов в год. Это меньше 1% ВВП. Это разве смертельно? Нет, конечно», — говорит Леонид Злотников.
Предположение же о том, что Александр Лукашенко мог стать лишь фигурой, а не двигающим перстом в чьей-то игре, осознавая белорусские реалии, просто наивно. В голове не укладывается, что белорусский лидер, сам не просчитав и не проанализировав ситуацию, по наводке каких-либо советников или помощников начал катить бочки на «Уралкалий», за которым стоит Россия. В подобных делах белорусский лидер очень щепетилен.
«Какой же он руководитель, если не может контролировать ситуацию, которая напрямую влияет на отношение с другим государством, тем более — с Россией», — подчеркивает Леонид Злотников.
Под «впечатлением» от материала «Новой газеты» мы обратились за комментарием по поводу приведенной в отношении Жилина информации в «Белнефтехим».
Пресс-секретарь концерна Марина Костюченко отметила, что с данной статьей «Новой газеты» в «Белнефтехиме» пока не ознакомились, однако «судя по прошлым публикациям, в которых очень много ложной информации», в этой газете «зачастую выдают сведения желаемые за действительные…».
«Подобные материалы похожи на навязчивую охоту на ведьм. Позиция теории заговора в России очень популярна. То виноваты американцы, то евреи, то пятая колонна. Это не тот подход, чтобы солидно что-то рассматривать», — резюмировал Леонид Злотников.