Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк9 октября на пленарной дискуссии в рамках Белорусского транспортно-логистического конгресса заявил, что правовое поле использования системы МДП (международных дорожных перевозок) должно претерпеть существенные изменения, пишет БелаПАН.
Он отметил, что таможенное дело в Беларуси формируется в условиях постоянного роста объема внешнеторговых грузов. По данным таможенной статистики, за 9 месяцев текущего года белорусскую границу пересекли более 1,2 млн. грузовых автомобилей, что на 5% больше по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Система МДП является одной из самых востребованных транзитных систем при автоперевозках. Международные перевозки, назначением которых является Беларусь, сегодня менее зависимы от этой международной процедуры. Так, в страну с использование МДП ввозится около 47%.
Вместе с тем, как отметил замглавы ГТК, применение системы "имеет концептуальные проблемы, которые время от времени становятся источником кризисных ситуаций в сфере международных перевозок". В их числе — уровень гарантий книжки МДП, которая в ряде случаев не покрывает причитающихся сумм таможенных платежей при транзите товаров, а также недостаточная гибкость системы, которая не позволяет при недостаточности гарантий использовать иные, кроме сопровождения, способы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. "Кроме того, давно уже вызывает опасения использование книжек МДП перевозчиками, не являющимися их держателями", — подчеркнул Борисюк.
"Тот уровень зависимости от процедуры МДП, который наблюдается сейчас в сфере транзитных перевозок, по нашему мнению, недопустим", — отметил зампредседателя ГТК.
Сергей Борисюк, в частности, обратил внимание, что использование процедуры МДП при автомобильных перевозках следовало бы называть не просто широким, а монопольным, о чем свидетельствует процент транзита в Россию по такой системе. Так, на сегодня 84% транзитных товаров, следующих в Россию через Беларусь, перемещаются автомобилями с использованием книжки МДП.
При этом в последнее время на слуху ситуация, складывающаяся с применением книжек МДП в России, а именно: непризнание их гарантий и расторжение соглашения с АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков). Одна из причин этого — отсутствие реального взаимодействия между национальным гарантом по процедуре МДП и таможенными органами.
В связи с этим в ГТК считают, что "правовое поле использования МДП должно претерпеть существенные изменения в сторону усиления защиты государственных бюджетов от возникновения задолженности и повышения стабильности системы гарантий".