Гаражные СТО: что делать «дяде Васе»?
01.11.2013 09:41
—
Новости Экономики
|
Президент и правительство пытаются «вывести на свет» представителей одного из самых распространенных видов теневого (но не криминального) бизнеса – частных автослесарей, ремонтирующих машины клиентов в своих гаражах и не платящих налоги. Однако «теневые» СТО, в большинстве своем, не собираются ни легализоваться, ни прекращать работу. И государство здесь практически бессильно. «Гаражные СТО»: оплот слесарей-нелегалов В начале этого года в Хозяйственном суде Минска разбиралось не очень приметное, но весьма показательное дело. Некая минчанка по совету подруги отдала ремонтировать свой «Ситроен» ремонтнику-«частнику», владельцу нигде не зарегистрированного «гаражного» СТО. В отсутствие хозяина гаража его молодой помощник решил покататься на машине клиентки (фактически угнал ее) и попал в ДТП. При расследовании этого происшествия и выявился факт оказания незаконной услуги по ремонту автомобиля лицом, не зарегистрированным в качестве ИП. Более того, оказалось, что за последние полгода это уже третий такой ремонт, оплаченный наличными деньгами без кассового чека (это только то, что удалось выявить). В результате на автослесаря-нелегала был наложен штраф в размере 10 базовых величин с конфискацией полученного дохода в размере 1 млн рублей. Но вот что символично в этой истории: перед вынесением приговора судья спросил, не пытался ли обвиняемый зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя – это позволило бы ему не ставить под угрозу и без того скромное финансовое положение своей семьи. Но тот ответил, что отказался от этой затеи, когда узнал, что в случае регистрации автоматически потеряет право на денежное пособие из Фонда социальной защиты населения для своей семилетней дочки – инвалида первой группы. Заметим, что подобные суды в Беларуси до сих пор относительно редки: налоговикам трудно собирать по таким правонарушениям доказательную базу. Даже если инспектор постучится в гараж, где идет ремонт, автослесарь всегда может сказать, что занимается машиной тещи/свата/брата/друга – и, разумеется, совершенно бесплатно. «Поймать за руку» можно только на контрольной закупке, то есть при получении денег за ремонт. Но «гаражные» автомастера не работают со всеми подряд – их рекламирует «сарафанное радио», то есть приходят к ним по знакомству, рекомендации, а не по рекламе в газете. Таких автослесарей, работающих полностью нелегально, в собственном или арендованном гараже, традиционно называют «Дядя Вася». Многие из них уже по многу лет ремонтируют машины, никак не регистрируясь и не уплачивая никаких налогов. Цены в таких импровизированных мастерских, в зависимости от сложности ремонта, на 10-50% ниже, чем в официальных СТО, а качество, как правило, намного выше – ведь то же самое «сарафанное радио» может и угробить репутацию плохого ремонтника. Так что нет ничего удивительного, что многие автовладельцы при возникновении проблем идут именно к «гаражным» мастерам. Интернет полон историями о том, как в автосервисных центрах клиентам «накручивали» сотни долларов за пустяковый ремонт. «На фирменном центре "обувают" покруче чем цыгане», – жалуются многие автомобилисты. Проблема в цифрах и нормах закона По оценкам участников этого рынка (в том числе Белорусской автомобильной ассоциации «БАА»), доля утаиваемой налогооблагаемой базы в автосервисе достигает 50%, в Минске около 50% всех услуг в сфере технического обслуживания автомобилей оказывается нелегально. А на периферии, где доходы населения ниже, – и все 60%. В денежном выражении ущерб бюджету страны оценивается примерно в Br500 млрд. Хотя каждый конкретный такой бизнес невелик по масштабу – купил-отремонтировал-продал, или починил машину знакомого, или кого-то по рекомендации этого знакомого… В любом случае, больше одной машины в любой момент времени «гаражное» СТО ремонтировать не сможет. При этом прежние попытки вернуть нелегальные СТО в зону правового, налогового и технического контроля оказывались практически безрезультатными. Так, по итогам 2012 года сотрудники ГУВД Мингорисполкома обследовали почти 90 объектов, расположенных в частных домовладениях, гаражно-строительных и гаражно-производственных кооперативах. Было вынесено 67 предупреждений и составлен один протокол в связи с незаконной предпринимательской деятельностью. Налоговые органы столицы в том же 2012-м провели 46 внеплановых проверок, но к административной ответственности смогли привлечь всего три физических лица, а сумма штрафов составила лишь Br1,1 млн – как стоимость скромного ремонта одной машины. По оценке зампредседателя РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» Сергея Вариводы, средняя зарплата автослесаря в легальном СТО – около 10 млн рублей. Тот же мастер, работая в гаражной мастерской, может получать $1,5-2 тыс. в месяц. Юридически работа незарегистрированных гаражных автослесарей сегодня квалифицируется по части 1-1 статьи 12.7 Кодекса РБ об административных правонарушениях. То есть как «предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления». Виновному грозит штраф в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации. Однако на первый раз «Дядя Вася» часто отделывается простым предупреждением. Легализовать «Дядю Васю» Сегодня, 1 ноября, вступают в силу два документа:
президентский указ №432 от 17 сентября 2013 года, направленный на С сегодняшнего дня «Дяди Васи» – владельцы гаражных СТО – должны будут прежде всего зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и начать уплачивать единый налог. А далее начинается классическая белорусская бюрократическая канитель. «Гаражный» автослесарь, он же – член гаражного кооператива, – должен получить согласие членов кооператива на использование гаража в качестве мастерской, получить санитарно-гигиеническое заключение, согласовать режим работы мастерской с местными властями, а также получить сертификат соответствия на оказываемые услуги. При этом он может оказывать услуги по техобслуживанию и ремонту только машин массой не более 3,5 тонн. Потом – заключить массу договоров с коммунальщиками. «Энерго- и водоснабжение мастерских, а также прием сточных вод и вывоз отходов производства осуществляется согласно соответствующим договорам, заключенным индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в таких мастерских, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством», – говорится в положении. Также частный авторемонтник обязан соблюдать Правила бытового обслуживания потребителей, в том числе – оформлять заказ и выдавать кассовый чек об оплате услуги. Добавится хлопот и руководству гаражного кооператива: согласно режиму работы гаража-мастерской кооператив обязан обеспечивать доступ транспорта. Также от него потребуется предоставить площадку с твердым покрытием для временного хранения мелких отходов автомастерской, содействовать организации вывоза отходов, обеспечить возможность подключения мастерской к системам энерго-, водоснабжения, водоотведения. Как видим, пытающийся легализоваться «гаражный» автослесарь будет больше времени тратить на бюрократию, чем собственно на ремонт машин. Про рост расходов уже и говорить не приходится. Вероятно, именно поэтому, по оценкам участников рынка, количество «гаражников», решивших сделать свой бизнес законным, вряд ли превысит 10%. Мнение «Дяди Васи» Обозревателю БДГ удалось поговорить с таким классическим «Дядей Васей» – гаражным мастером, оказывающим услуги СТО исключительно по знакомствам и рекомендациям. Как выяснилось, ему и в голову не приходит как-то легализоваться с 1 ноября. «Те, кто писал этот указ, наверное считают, что автослесари гребут деньги лопатой. На самом деле 70-80% работающих в гаражах – так только подрабатывают, часто по вечерам и в выходные. Цены у меня ниже, чем в автосервисах, а больше одной машины я в гараж все равно не загоню. А если легализоваться – то я, еще не начав работать, уже должен буду платить: пожарникам, налоговой, санстанции, исполкому. Мне придется отдать «на проверку» свое ремонтное и диагностическое оборудование – и платить за его сертификацию. С какой стати? Что я этим людям должен? – искренне возмущался «Дядя Вася». – Конечно, цены придется немного поднять. Во-первых, растет риск. Во-вторых, придется делиться с председателем гаражного кооператива, – он-то отлично знает, кто чем занимается. А бояться мне особо нечего – у меня полно постоянных клиентов, так что всегда прокормлюсь с них, да с тех, кому они меня порекомендуют. Со стороны никого не беру, так что и проверяющий под видом клиента ко мне не придет». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Президент и правительство пытаются «вывести на свет» представителей одного из самых распространенных видов теневого (но не криминального) бизнеса – частных...
|
|