Ограничения объема кредитования агропромышленного комплекса на IV квартал — полезная, но запоздалая и недостаточная мера. Так независимые эксперты прокомментировали БелаПАН совместное постановление Совета министров и Национального банка № 949/16 от 31 октября 2013 года.
Напомним, в соответствии с постановлением Банку развития Республики Беларусь, "Беларусбанку" и "Белагропромбанку" предлагается осуществить кредитование основных государственных программ и мероприятий в АПК на 3,762 трлн. рублей, из них Банку развития — на 2 трлн., "Беларусбанку" — на 825 млрд., "Белагропромбанку" — на 934 млрд. Постановление, как отмечается в документе, принято для "повышения эффективности использования финансовых ресурсов, предусмотренных для реализации приоритетных государственных программ и мероприятий".
По мнению экс-главы Национального банка Станислава Богданкевича, новое постановление — продолжение совместного плана правительства и Нацбанка, принятого 10 октября.
"В принципе, ограничивать кредитование надо, потому что растет денежная масса, не обеспеченная ростом товарной массы. Всякий кредит ведет к росту рублевой денежной массы и является источником для повышенной инфляции и ожиданий девальвации национальной валюты", — отметил эксперт.
Вместе с тем Богданкевич не согласен с методикой правительства: "Я противник такого администрирования, которое заложено в совместном постановлении: этому дать столько, тому — столько. Надо, чтобы власти решились на настоящие реформы, а не на такое ручное управление экономикой".
Эксперт резюмировал, что меры, принимаемые правительством и Нацбанком, "не являются вредными", но и не решают основные проблемы белорусской экономики.
По словам эксперта по экономике "Либерального клуба" Антона Болточко, совместное постановление Совмина и Нацбанка принято для того, чтобы обеспечить финансирование определенных областей со стороны государственных банков и эти отрасли могли быть уверены в поступлении средств.
"Ведь когда было оговорено ограничение возрастания требований банковской системы к экономике 1% в месяц, было непонятно, какие именно отрасли пострадают. Теперь сделали более точное описание с учетом в том числе некоторой политической составляющей: именно агропромышленный сектор получает основную сумму денег, а недвижимость не получает", — отмечает Болточко.
Экономист убежден, что это решение правительства и Нацбанка повлияет на приросте ВВП в оставшиеся два месяца в сторону снижения: "Ограничение кредитования приведет к сокращению роста экономики".
Руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико считает, что объявленные меры станут болезненными для реального сектора, однако видит в них положительный результат: "Если благодаря этому хозяйственные субъекты начнут избавляться от лишней рабочей силы, от лишних долгов — этому надо аплодировать".
Вместе с тем экономист считает реакцию властей запоздалой: "До конца года осталось месяц и 20 дней, если с праздниками считать. Либо реакция замедленная у правительства, либо из-за того, что чиновников сократили на 25%, остальные засуетились, как бы не попасть в очередное сокращение. Это обычная рационализация, снижение субсидарной нагрузки. Решение запоздалое, этим нужно было заниматься с февраля".
По мнению Заико, "причина происходящего — отвратительное качество экономической политики".
"С начала года ВВП вырос всего на 1%, экспорт упал на 20% и в то же время реальные доходы выросли примерно на 20%, а уровень кредитования увеличился на 40%. В такой ситуации, когда разбалансированы основные макроэкономические агрегаты, суетиться и снижать уровень кредитования надо было в начале года. Доигрались до того, что теперь самим стало стыдно", — отметил Заико в комментарии БелаПАН.
Эксперт считает решение властей явно недостаточным: "Взяли аппендицит вырезали при больной печени, сердце и совершенно куда-то исчезающих мозгах".