«Мы вас не ждали…». 21.by

«Мы вас не ждали…»

14.11.2013 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

От плановых проверок торговая инспекция Минторга переходит к внеплановым контрольным мероприятиям

Все мы в хорошем смысле слова потребители. Социологи даже называют нынешнее время и нас в нем «обществом потребления». Но оставим размышления о приметах времени ученым. Признаем данность: подогреваемая спросом, торговля сегодня и впрямь торжествует! Только цифры: в стране порядка 70 000 торговых объектов и свыше 120 000 индивидуальных предпринимателей. При такой конкуренции, казалось бы, проблемные вопросы в отрасли должны решаться сами собой. Однако первые результаты деятельности Управления контроля потребительского рынка — торговой инспекции Минторга, созданной 1 июля текущего года, показывают: претензии к субъектам хозяйствования при проведении контрольных мероприятий возникают почти в 95 % случаев.

Минторг уполномочен проверять

Реализация некачественных продуктов, товаров с истекшим сроком годности либо без информации об их потребительских свойствах, отсутствие ценников или их несоответствие цене в чеке… Вам это знакомо? Это, к слову, и есть наиболее распространенные жалобы потребителей, поступающие на «телефон доверия» инспекции. Как одна из форм обратной связи он заработал в конце сентября, и сюда уже поступило около 60 звонков от недовольных покупателей.

— Решение о создании торговой инспекции было вызвано печальной статистикой, показывающей, что 80 % субъектов торговли работают с нарушениями. Наша основная функция — проведение контрольных мероприятий в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защита прав потребителей. По последним данным, сотрудниками территориальных отделов торгинспекции проведено свыше 900 контрольных мероприятий. При выборе объектов проверки используются различные источники информации. Это могут быть как обращения граждан непосредственно в Минторг, в том числе и по «телефону доверия», так и сведения, поступающие от других госорганов или от обществ по защите прав потребителей, — поясняет заместитель начальника Управления контроля потребительского рынка — торговой инспекции Минторга Кирилл Слабко.

В арсенале контрольных мероприятий инспекции различные формы работы с субъектами хозяйствования. Это могут быть как плановые, так и внеплановые проверки, в рамках которых специалисты уполномочены составлять протоколы и направлять материалы в суды. Таким образом уже проверено 343 объекта, и везде найдены нарушения! Кроме того, 600 объектов обследовано в рамках мониторинга. В этом случае инспекторы вправе лишь давать рекомендации по устранению выявленных нарушений. Впрочем, это не освобождает субъекта хозяйствования от административной ответственности, если при повторном мониторинге эти нарушения будут установлены вновь.

— В связи с тем, что информация о планировании контролирующими органами проверок размещается в сети Интернет, то есть публична, эффективность таких мероприятий довольно низка. Поэтому с августа текущего года Министерством торговли после получения соответствующих полномочий делается упор на проведение внеплановых оперативных тематических проверок. Особое внимание здесь уделяется работе сетевых магазинов и объектов, расположенных в сельской местности, — рассказывает замначальника управления.

С первыми результатами рассмотрения судами дел специалисты торговой инспекции уже знакомы. По 163 материалам дел вина субъектов хозяйствования доказана в 100 % случаев, наложены штрафные санкции на сумму свыше 118 миллионов рублей. Очевидно, штрафы небольшие. Кирилл Слабко поясняет: их размеры зависят от тяжести нарушения. Например, если магазином не соблюдается ассортиментный перечень товаров, в торговом зале нет контрольных весов, отсутствуют или неправильно оформлены ценники, информация о товаре не соответствует требованиям законодательства о защите прав потребителей, виновным должностным лицам в соответствии с ч. 1 ст. 12.17 КоАП Республики Беларусь грозит штраф до 10 базовых величин. Однако максимальный штраф за подобные нарушения, установленный по решениям судов, пока не превышал порога в 3 базовые величины. Другой вопрос — реализация товаров с истекшим сроком годности. Нарушителю — юридическому лицу здесь грозит от 30 до 500 базовых.

Жалуешься? Докажи!

Скажем прямо, претензий к тем же магазинам, куда любой человек ходит почти ежедневно, у каждого наберется немало. Может ли гражданин инициировать проверку Минторга, позвонив на «телефон доверия» торговой инспекции?

— Может. Все поступившие сюда жалобы регистрируются. Стоит, однако, отметить, что торговая инспекция оставляет за собой право не рассматривать анонимные жалобы. Объекты торговли, которые, согласно поступившим сигналам, работают с нарушением действующего законодательства, вносятся в так называемый черный список. Этот список используется нами при определении объектов, в отношении которых будет назначена очередная проверка. Результаты проверок свидетельствуют, что многие факты, изложенные заявителями, подтверждаются, — подчеркивает Кирилл Слабко.

Вот лишь один из примеров. Поступила жалоба на реализацию просроченных продуктов и нарушение порядка оформления ценников одним из сетевых магазинов по улице Плеханова, 91 в Минске. Данный торговый объект был включен в перечень объектов, проверку которых 18—22 октября текущего года торговая инспекция проводила совместно с санитарными службами Минздрава. Установлен ряд нарушений, в том числе факт реализации продуктов с истекшим сроком годности. Этого было достаточно для принятия санитарными службами решения о приостановлении работы магазина до устранения выявленных нарушений.

— Стоит заметить, что после первых проверок торговой инспекции порядка стало значительно больше. Только за август к той или иной мере дисциплинарного наказания привлечены 160 человек. Информацию о результатах проверок мы также направляем в управления торговли и услуг облисполкомов и иным заинтересованным для рассмотрения и принятия мер, — отмечает Кирилл Вадимович.

«Идеальных объектов торговли пока не нашли»

Одно из наиболее распространенных и существенных нарушений в торговле — несоблюдение ассортиментных перечней отечественных товаров, чем в большей степени грешат сети. Простой пример: осень на дворе, а в овощном отделе торгового зала сплошь импортный урожай картофеля, капусты, томатов… При этом в ассортиментном перечне данного объекта четко указано, что он берет на себя обязательства торговать отечественными овощами.

Или такое нарушение: мясные изделия, поступившие в продажу как охлажденные, после перемаркировки реализуются магазином как замороженные. Существует также риск под видом карпа замороженного купить рыбу, мирно закончившую свое существование в магазинном аквариуме. Что тут скажешь? Только одно: бдительность — главное оружие покупателя.

— Отмечу, что за время проведения контрольных мероприятий мы пока не встретили ни одного идеального объекта торговли. Отметили и еще одну печальную тенденцию: количество нарушений в магазинах прямо пропорционально расстоянию от областного центра или столицы… Это объясняется как низкой квалификацией кадров, так и «удаленностью» от контролирующих органов… — говорит Кирилл Слабко.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Торгинспекция переходит от плановых проверок к неплановым
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика