Главный статистический итог уходящего года — экономический рост оказался почти в 10 раз ниже запланированного уровня. При годовом прогнозе в 8,5% рост ВВП по итогам января-ноября составил всего лишь 0,9%. Почему белорусская экономика не растет и что ждет страну в будущем году? Эксперты БелаПАН подвели экономические итоги года и поделились возможными сценариями развития ситуации.
С нашей стороны — небольшая вступительная часть, в которой мы сопоставим официальные планы экономических властей на этот год с фактическими результатами.
Официальный прогноз на 2013 год, который подготовило Министерство экономики совместно с другими органами госуправления, базировался на том, что в стране должен быть создан «высокопроизводительный сектор экономики».
«Главным инструментом формирования высокоэффективного сектора является реализация инвестиционных проектов по созданию обособленных производств с законченным технологическим циклом, имеющих производительность труда не ниже чем в странах ЕС», — писали год назад экономические власти в своих прогнозных документах на 2013 год.
2013 год: официальный прогноз и фактические результаты
О том, что высокопроизводительный сектор важен и нужен, подчеркивалось с высоких трибун много раз. Кстати, на нынешний год правительство ставило амбициозную задачу — создать в каждом районе не менее 10 производственных предприятий с численностью занятых более 50 человек.
«В 2013 году в каждом районе страны следует прирасти не менее чем 10 предприятиями с численностью работающих более 50 человек на каждом, и в производственной сфере, а не «купи-продай», — ставил задачу на 2013 год премьер-министр Михаил Мясникович.
Учитывая, что в Беларуси 118 районов, речь шла о создании более тысячи новых производственных предприятий с общей численностью занятых почти 60 тыс. человек. Если бы планы были реализованы, можно было говорить о начале структурной перестройки белорусской экономики, направленной на повышение ее эффективности.
Увы, экономическая модель Беларуси, основанная на госсекторе, в 2013 год никак не поменялась. Как приходилось на долю госорганизаций две трети объема промпроизводства, так и приходится. Более того, вклад госсектора в общий объем промпроизводства даже увеличился на несколько процентных пунктов по сравнению с прошлым годом.
Отрицательные последствия существующей структуры экономики наглядно отразила в текущем году динамика изменения складских запасов на предприятиях.
По состоянию на 1 декабря запасы составляли 29,5 трлн. рублей и увеличились с начала года на 7,3 трлн. рублей, в том числе за октябрь-ноябрь — почти на 1,5 трлн. рублей. Кстати, по декабрьским данным Мингорисполкома, 80% запасов в столице формируют предприятия, находящиеся в республиканской форме собственности.
В общем, говорить о том, что существующая экономическая модель эффективна, не приходится.
Какое будущее у белорусской экономики? Почему, несмотря на высокие плановые показатели, темпы экономического роста остаются низкими? Какие оперативные меры необходимы для того, чтобы стагнация не превратилась в кризис?
Эксперты БелаПАН подводят экономические итоги 2013-го и делятся возможными сценариями развития событий в будущем году.
Кирилл Гайдук, страновой экономист представительства Всемирного банка в Республике Беларусь:
— Макроэкономической особенностью 2013 года стало замедление темпов роста реального ВВП. Вероятнее всего, в текущем году рост составит не более 1%. В целом, Беларусь рискует оставаться в фазе низких темпов экономического роста, если не начать проведение структурных преобразований в экономике.
Хотя в 2013 году влияние оказали внешние факторы, в частности, слабая динамика традиционных экспортных рынков, нарастающие макроэкономические дисбалансы свидетельствуют о внутренних проблемах в экономике Беларуси. Рост реальной заработной платы опережает производительность труда, что, наряду с ростом кредитования (особенно в первом полугодии), способствовало расширению внутреннего спроса.
Позитивным сигналом стала разработка совместного плана правительства и Национального банка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также активизация работы по вступлению Беларуси в ВТО. Это свидетельствует о том, что экономические власти настроены на проведение структурных преобразований в будущем.
Ожидается, что темпы роста ВВП в 2014-м будут несколько выше, чем в 2013 году, хотя Беларусь будет вынуждена следовать политике ограничения внутреннего спроса. В этом случае дефицит счета текущих операций окажется меньше, чем в 2013 году (примерно на 0,8% ВВП). Вместе с тем, обязательства по погашению долгосрочного внешнего долга (включая долг МВФ) продолжат оказывать давление на устойчивость платежного баланса и государственный бюджет.
Дополнительная нагрузка на бюджет будет связана с замедлением роста экономики и увеличением размеров процентных субсидий, что в конечном итоге может привести к появлению бюджетного дефицита (в размере до 1,5% ВВП). Инфляция превысит 15% (ИПЦ, на конец периода) за счет планируемого повышения тарифов и дальнейшего ослабления номинального обменного курса.
В этих условиях критически важным остается задача проведения последовательной и взвешенной макроэкономической политики, что позволит снизить инфляционное давление, ограничить внешние дисбалансы и предотвратить повторный кризис.
Александр Чубрик, директор Исследовательского центра ИПМ:
— Главный итог 2013-го — утверждение плана совместных действий правительства и Нацбанка по структурному реформированию экономики. Этот документ стал подтверждением того, что мы потеряли два года. Мы фактически с этим планом вернулись на два года назад, в 2011-й. Тогда аналогичный по содержанию документ также принимался.
Если бы меры, предусмотренные в правительственном плане, начали реализовываться два года назад, то сейчас бы мы имели совершенно другой уровень доверия населения к национальной валюте.
К сожалению, этого не произошло. Более того, к настоящему времени, даже при отсутствии резких колебаний на валютном рынке, мы получили уровень недоверия к национальной валюте, сопоставимый с тем, который был после глубокого валютного кризиса в 2011 году. Это подтверждает, что мы фактически потеряли последние два года.
Правительство оказалось сегодня в ситуации, когда для сохранения макроэкономической стабильности приходится административно ограничивать кредитование, бюджетные расходы и в целом ограничивать предложение денег.
Однако это приводит к ухудшению финансовой ситуации в реальном секторе и выражается в неплатежах. Представители частного бизнеса жалуются, что госпредприятия перестали с ними своевременно рассчитываться.
Таким образом, когда государство ограничивает финансовую поддержку своим предприятиям, они не могут работать в нормальном режиме. Поэтому существует потребность в реструктуризации госсектора, она была очевидна еще два года назад, однако реальных шагов в этом направлении сделано не было.
Если мы не хотим потерять еще несколько лет, то в 2014-м необходимо начинать структурные реформы, направленные на реструктуризацию госсектора и повышение доверия со стороны частного сектора. Пойдем на эти шаги — можем рассчитывать в 2015-м на новую программу с МВФ.
Если шагов по реформированию экономики сделано не будут, то события 2009-го или 2011-го года в том или ином виде могут повториться.
Георгий Бадей, почетный председатель Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского:
— Оценку экономических итогов 2013 года в конце ноября на совещании уже дал президент — они неудовлетворительные. Это мягко говоря. Поражает даже не сам факт невыполнения отдельных показателей, а провал официального плана на этот год в целом. Когда результаты отличаются от прогноза в разы, значит, этот прогноз был абсолютно неверный.
В тех приоритетах, которые озвучены на будущий год, нет ничего нового. К примеру, рост экспорта. Аналогичный планы закладывались и на 2013 год. Мы видели в текущем году рост экспорта? Экспорт товаров сократился на 20%! Гарантий того, что внешний рынок примет в 2014 году больше белорусских товаров, нет никаких.
Какая ситуация, учитывая отрицательное сальдо во внешней торговле, будет на финансовом рынке? Мне представляется, что она будет такой же неопределенной, как и в текущем году.
Абсолютно понятно, что внешний дефицит можно профинансировать за счет продажи государственной собственности. Однако будет ли приватизация — большой вопрос, учитывая позицию руководства страны. Поэтому возможности по привлечению валюты в страну ограничены. Что это означает для экономики? Дефицит валюты, ограничение объемов кредитования и проблемы для развития реального сектора.
Дмитрий Крук, научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC):
— 2013 год обнажил старые болячки белорусской экономики, сделал их более яркими и очевидными. В первую очередь, это касается недостаточной экспортной конкурентоспособности белорусской продукции. Это стало особенно явно видно на фоне ухудшение рыночной конъюнктуры на российском рынке.
Низкая конкурентоспособность продукции приводит к потере потенциала экономического роста Беларуси.
У нас наблюдаются слабые подвижки в плане повышения производительности труда. В целом можно сказать, что нынешняя модель белорусской экономики, в основе которой — госсектор и директивное распределение ресурсов, не может обеспечить значимый экономический рост.
В 2014 году можно ожидать шагов государства по сохранению статуса-кво на денежном рынке, стремление продержаться до более светлых времен, связанных с возможной отменой практики перечисления экспортных пошлин на нефтепродукты в российский бюджет.
Радикальных изменений в сфере экономической политики пока нет оснований ожидать. Фундаментальные изменения в распределении финансовых, трудовых ресурсов вряд ли произойдут. Также не ожидается и большая приватизационная активность, которая позволила бы увеличить долю частного сектора в экономике.
Однако чтобы привлечь источники для финансирования дефицита счета текущих операций платежного баланса, некоторые приватизационные сделки могут быть заключены. Иные возможности привлечения валюты в страну ограничены, а деньги, необходимые для поддержания статуса-кво на денежном рынке, потребуются.