Ситуация в промышленном секторе, которая в текущем году выражается в увеличении числа убыточных предприятий и накоплении убытков, подталкивает власти к вынужденным шагам.
Как удалось выяснить Naviny.by, в настоящее время в правительстве рассматривается предложение о привлечении инвесторов в сотни низколиквидных белорусских предприятий. Такие активы погоды в экономике не делают, но при этом являются бременем для бюджета.
Убытки выросли, прибыль сократилась
По информации Naviny.by, в правительстве проходит согласование проект госрешения об отчуждении из государственной собственности 502 предприятий. Около сотни таких предприятий находятся в республиканской собственности, остальные 400 — в коммунальной. Общее у всех этих предприятий одно — они являются низколиквидными (неплатежеспособными, убыточными).
Белорусская статистика подтверждает, что особо плачевное финансовое состояние сегодня у полутысячи субъектов хозяйствования, которые вместо прибыли генерируют убытки.
По данным за первый квартал 2014 года, в промышленном секторе Беларуси насчитывалось 523 убыточных предприятия. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество убыточных субъектов хозяйствования увеличилась примерно в 1,7 раза, сумма их чистого убытка выросла почти в 2 раза до 3,05 трлн. рублей.
Количество убыточных предприятий по регионам Беларуси
К слову, чистая прибыль производственных предприятий, напротив, существенно снизилась: за первый квартал 2014-го она составила 8,9 трлн. рублей и уменьшилась на 27% по сравнению с январем-мартом 2013 года.
Предложение экономических ведомств приватизировать низколиквидные предприятия белорусские эксперты объясняют тем, что указанные активы являются серьезным бременем для государства.
«В последние годы расходы бюджета на реальный сектор сокращаются, а доля расходов на обслуживание госдолга, напротив, увеличивается. Государство пытается низкоприоритетные расходы сократить, и один из вариантов решения вопроса — продажа неэффективных предприятий», — говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Экономист отмечает, что продажа таких предприятий не привлечет серьезные поступления в казну, но в то же время позволит снизить нагрузку на госфинансы, которые используются сегодня для поддержания неэффективных предприятий на плаву.
«Приватизация низкоэффективных предприятий — не источник доходов бюджета, а путь сокращения государственных расходов. В нынешнем виде многие такие организации неконкурентоспособны, поэтому не стоит рассчитывать, что продажа таких предприятий обеспечит значительный приток бюджетных поступлений», — отмечает Александр Чубрик.
Передача неликвидных предприятий инвестору даст шанс таким организациям выжить, считает эксперт. За счет средств инвесторов низкоэффективные предприятия могут провести модернизацию и улучшить свое финансовое положение.
«Поэтому для тех стратегических инвесторов, которые готовы взяться за такие предприятия, необходимо максимально упростить процесс приватизации», — убежден Чубрик.
Иностранцам неликвиды не нужны
Судьба убыточных предприятий уже обсуждалась на правительственном уровне в мае этого года. Премьер-министр Михаил Мясникович во время одного из совещаний заявил о том, что закредитованные и хронически убыточных сельхозорганизации могут быть отданы новому собственнику за одну базовую величину.
Возникает вопрос: кому могут быть интересны белорусские низколиквидные активы?
«Основной упор должен быть сделан на поиске местных инвесторов. Иностранцам низкорентабельные или убыточные белорусские предприятия неинтересны, они либо покупают одного из лидеров на рынке, либо создают свой проект с нуля», — рассказывает управляющий партнер белорусского офиса консалтинговой компании Civitta Даниэль Крутцинна.
Нынешнее стремление правительства передать убыточные активы частным инвесторам понять можно, однако распродажа низколиквидных предприятий не окажет существенного влияния на развитие белорусской экономики, считают эксперты.
«Удельный вес убыточных предприятий в показателях работы всей экономики незначительный. Поэтому рассчитывать, что на территории таких предприятий будут реализованы проекты, которые повысят конкурентоспособность экономики, не приходится», — отмечает Даниэль Крутцинна.
Для повышения эффективности белорусской экономики необходимы инвестиции в относительно крупные проекты, считает эксперт.
Пока единственный инвестор, который имеет реальные шансы войти в такие проекты — Россия. На этой неделе посол России в Беларуси Александр Суриков сообщил, что предпродажная подготовка белорусских предприятий (МЗКТ, «Пеленг», «Интеграл», «Гродно Азот»), которыми интересуются российские компании, в скором времени должна завершиться.
Что касается участия западных инвесторов в белорусских проектах, то иностранцы больших надежд по этому поводу не строят.
«Международное сообщество слабо верит в реализацию серьезных приватизационных проектов в Беларуси», — констатирует Крутцинна.
Скорее всего, в ближайшие годы приватизационная активность в Беларуси будет выражаться, главным образом, в сделках с участием российского капитала, и в продаже небольших (как правило — низкоэффективных) предприятий местным инвесторам. К масштабной приватизации, к изменению структуры экономики Беларусь пока не созрела. Во всяком случае, желания руководства страны расстаться с фамильным серебром, доставшимся с советских времен, пока даже не просматривается…
Ситуация в промышленном секторе, которая в текущем году выражается в увеличении числа убыточных предприятий и накоплении убытков, подталкивает власти к...